Любимов Алексей Борисович
Люби́мов Алексе́й Бори́сович (род. 16.9.1944, Москва), российский пианист, клавесинист, органист и педагог, заслуженный артист РФ (1997), народный артист РФ (2003).
Родители – инженер-конструктор Борис Алексеевич Любимов и Евгения Михайловна Рогозинская. А. Б. Любимов начал заниматься музыкой в 7 лет под руководством А. Д. Артоболевской, в 1952–1963 гг. учился в её классе в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории (ЦМШ), во время учёбы (с 1958) участвовал в выездных концертах учеников в городах СССР. Продолжил обучение в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по классу фортепиано Г. Г. Нейгауза (до его смерти в 1964), а затем Л. Н. Наумова (окончил с отличием в 1968). Победитель Всероссийского конкурса пианистов в Москве (1960), 4-го Международного конкурса в Рио-де-Жанейро (1965), лауреат Международного конкурса пианистов в Монреале (1968, 4-я премия и специальный приз за лучшее исполнение сочинений современных канадских композиторов).
Организатор и участник ансамбля «Музыка – XX век» (1969–1975), в состав которого входили перкуссионист М. И. Пекарский, пианист Б. Берман, скрипачка Т. Т. Гринденко и её брат виолончелист А. Т. Гринденко, певица Л. А. Давыдова. С 1975 г. солист Московской филармонии и участник Московского барочного квартета (с Т. Т. и А. Т. Гринденко и флейтистом О. В. Худяковым). В 1976 г. вместе с Э. Н. Артемьевым и В. И. Мартыновым играл в экспериментальной рок-группе «Бумеранг». Один из основателей ансамбля «Академия старинной музыки» (1982), руководитель Ансамбля старинной музыки Московской консерватории (1995–1997).
В 1976–1978 гг. А. Б. Любимов организовал ряд фестивалей авангардной музыки в Риге и Таллине, в Москве выступал как организатор и художественный руководитель (1988–1992) фестиваля современной музыки «Альтернатива», 1-го фестиваля А. Шёнберга (1999), Фестиваля к 100-летию со дня рождения Дж. Кейджа (2012), Фестиваля к 300-летию со дня рождения К. Ф. Э. Баха (2014). Активно гастролировал в России и странах Европы, принимал участие в различных международных музыкальных фестивалях, в том числе в Фестивале камерной музыки в Локкенхаусе (Австрия), Зальцбургском фестивале, нью-йоркском моцартовском фестивале Mostly Mozart.
В числе сценических партнёров А. Б. Любимова: скрипачи О. М. Каган, Н. В. Кожухарь, Г. Кремер, виолончелистка Н. Г. Гутман, дирижёры К. П. Кондрашин, Р. Норрингтон, Д. Ф. Ойстрах, М. В. Плетнёв, Г. Н. Рождественский, Ю.-П. Сарасте, дирижёр и виолончелист А. И. Рудин, пианисты и исполнители на старинных фортепиано Р. Браутигам, Ю. В. Мартынов, А. М. Мельников, А. Штайер.
В широком репертуаре А. Б. Любимова представлена музыка композиторов разных эпох, от барокко до постмодерна. Ещё во время учёбы в ЦМШ начав изучать и осваивать далёкую от стандартного образовательного репертуара музыку представителей новой венской школы и современных американских композиторов, позднее Любимов стал влиятельным пропагандистом музыки 20 в. и первым в СССР исполнителем ряда сочинений Ч. Айвза, П. Булеза, Дж. Кейджа, Д. Лигети, Т. Райли, К. Штокхаузена и др. Специально для него сочиняли произведения С. А. Губайдулина, Э. В. Денисов, Т. Е. Мансурян, А. Пярт, В. В. Сильвестров, Г. И. Уствольская. В середине 1970-х гг. интерес Любимова к старинной музыке, оригинальным инструментам и аутентичному исполнительству обогатил его репертуар музыкой английских вирджиналистов, Г. Пёрселла, Д. Скарлатти, И. С. Баха, Ж.-А. д’Англебера, Л. Куперена, Ж.-Ф. Рамо, Ж.-Б. Форкре, которую он исполнял на клавесине и органе. Этот же интерес привёл его к творчеству сыновей И. С. Баха, музыке В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Я. Л. Дусика и композиторов-романтиков (в первую очередь Ф. Шуберта и Ф. Шопена).
При обращении к музыке классицизма и романтизма А. Б. Любимов также часто отдаёт предпочтение инструментам-современникам исполняемых произведений или их копиям. В его традиционном пианистическом репертуаре – сочинения И. Брамса, К. Дебюсси, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова. Независимо от инструмента, игре Любимова присущи безупречная техника, стилистическая точность, детализированность фактуры и «речевая» выразительность мелодических линий.
Записи А. Б. Любимова изданы лейблами «Мелодия», ECM Records, Erato, Zig-Zag Territories и др. Среди них: все клавирные сонаты В. А. Моцарта, сочинения Дж. Кейджа, Прелюдии К. Дебюсси, сольная фортепианная и камерная музыка В. В. Сильвестрова, фортепианные концерты С. А. Губайдулиной, Х. Гурецкого, Г. Пелециса, Г. И. Уствольской.
С 1968 г. (с перерывом) преподаёт в Московской консерватории. В 1997 г. выступил одним из инициаторов (вместе с Н. Г. Гутман, Н. В. Кожухарём и М. И. Пекарским) создания факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, деканом которого был до 2011 г.; в 2007 г. по инициативе А. Б. Любимова на основе факультета была создана кафедра клавишных инструментов. В 1998–2010 гг. преподавал в Университете «Моцартеум» в Зальцбурге. Среди учеников: пианисты П. Э. Айду, О. В. Андрющенко, А. И. Зуев, С. В. Каспров, пианисты и исполнители на старинных фортепиано Е. А. Миллер, О. Н. Пащенко и Т. Риттер. Любимов регулярно проводит мастер-классы по игре на современных и старинных фортепиано.
Лауреат Премии города Москвы (2001). Первый лауреат Премии Кейджа – Каннингема (2015, учредитель – Центр искусств Михаила Барышникова, Нью-Йорк).
Сестра Любовь Борисовна Висниовская (1946–1988) – пианистка и клавесинистка, выступала вместе с братом.