Исторические инструменты

Клавесин

Клавеси́н, чембало (франц. clavecin, от позднелат. clavicymbalum – клавишные цимбалы; итал. cembalo; англ. harpsichord), струнно-клавишный музыкальный инструмент.

По принятой классификации – щипково-клавишный инструмент класса . Механизм передачи от клавиши к струне состоит из т. н. толкачика (узкая дощечка длиной 10–25 см) и закреплённого в его верхней части язычка с («пёрышком»; в прошлом вытачивался из воронового пера), зацепляющим струну. Известен с 15 в. (первые описания и чертежи принадлежат , около 1445), с 16 в. распространён во всех странах Западной Европы; расцвет клавесинной культуры пришёлся на конец 16 – середину 18 вв.

Обычно термин «клавесин» применяется к большим инструментам с корпусом крыловидной формы (отсюда немецкое название инструмента Flügel – «крыло»), длиной 1,5–2,5 м. имеет такое же строение, как и у других , однако в инструментах 16 – начала 18 вв. порядок чередования «диатонических» и «хроматических» клавиш в басовой части клавиатуры часто нарушен в связи с употреблением т. н. (с пропуском некоторых нот). Клавесин может иметь одну или две (реже три) клавиатуры – . Струны натянуты вдоль корпуса перпендикулярно клавиатуре, расположены горизонтальными рядами (обычно 2–3). В 16–17 вв. строились клавесины с педальной (ножной) клавиатурой, состоящей из 9–12 клавиш, связанных с басовой октавой мануала (собственных струн не имели). Каждый мануал управляет 1–2 рядами струн, которые могут использоваться вместе или по отдельности.

Разные ряды струн, вместе с управляющей ими механикой называемые , различаются по тембру и громкости, а иногда и по высоте. Регистры, высота звучания которых соответствует номиналу клавиш и нотной записи, принято называть, по аналогии с регистрами , 8-футовыми (сокращённое обозначение 8’). Регистры, звучащие октавой выше написанного, называются 4-футовыми (4’) (струны 4-футового регистра примерно в 2 раза короче). Смена регистров производится обычно вручную (с помощью рычажков) во время игры. В клавесинах 17–18 вв., имеющих более одной клавиатуры, обычно присутствует копуляция – устройство, которое обеспечивает механическое сцепление клавиатур (таким образом, играя на одной из них, можно приводить в движение регистры, относящиеся к другой). (выбор регистров и их комбинаций) имеет меньшее значение, чем на органе, что связано с более скромным набором регистров. В 18 в., однако, широко использовался принцип «террасообразной» динамики, в целом характерный для жанра инструментального концерта (например, , 1735): эффект достигается сопоставлением массивной звучности регистров нижнего мануала и прозрачной – верхнего.

Диапазон клавесина со временем менялся в сторону расширения: приблизительно от 3 октав в 15 в. до 5 октав в середине 18 в. Системы – те же, что на органе и других клавишных инструментах того времени. Кроме того, авторы 16–17 вв. (, , ) описывают клавесин с количеством более 12 клавиш в октаве (разные клавиши для «бемолей» и «диезов»), что давало возможность играть во всех тональностях в и строях (большого распространения такие клавесины не получили ввиду особой сложности игры на них).

Современная клавесинной музыки в основном не отличается от фортепианной. В 15–18 вв. виды клавирной нотации (т. н. ) были разнообразны (одни и те же употреблялись для всех клавишных инструментов), в них использовались нотные знаки, а также буквы (система соответствия букв нотам совпадала с современной) и цифры (было несколько систем нумерации клавиш); существовали и смешанные нотно-буквенные системы, например «старая немецкая табулатура», где верхний голос записывали нотами, а остальные – буквами. Расположение нот на 2 нотоносцах (для 2 рук) появилось около 1400 г. в пьесах из сборника (Италия). Количество линеек в нотоносцах не было постоянным (их могло быть 6–8). Система из двух нотоносцев с 5 линейками каждый впервые появилась в печатном сборнике «Frottole intabulate» А. Антико (1517, Рим). Начиная с парижских изданий (1529) она стала преобладающей во Франции, а со 2-й половины 17 в. распространилась в других странах Европы, постепенно вытеснив остальные.

Звук клавесина – со «взрывной» атакой, яркий при возникновении, но быстро затухающий. Громкость звука практически не зависит от силы и способа нажатия клавиши. Ограниченность возможностей динамической нюансировки компенсируется в определённой степени разнообразием . Руководства по клавирной игре 16–18 вв. немало внимания уделяют . Существенный аспект игры на клавесине – исполнение (украшений). В тембре велика роль высоких , что сообщает звуку клавесина хорошую слышимость в концертном зале средних размеров, даже в составе небольшого оркестра. В оркестрах 18 в. могли использоваться 2 клавесина; за первым часто сидел сам .

Как и большинство клавишных инструментов, клавесин обладает богатыми возможностями многоголосной игры. В прошлом широко практиковались сольные импровизации. Репертуар клавесина в 16–17 вв. был в основном общий для всех видов клавишных (включая орган). Крупнейшие клавесинисты: , , , Б. Паскуини, А. делла Чайя, Дж. Б. Платти (Италия); (Испания); , , и , , Ж. Дюфли (Франция); , , , , , , И. С. Бах и его сыновья (Германия). Расцвет английской клавирной школы 16–17 вв. связан главным образом с и группой композиторов, известных как (, и др.); крупнейшие клавесинисты 18 в., работавшие в Англии, – и . Русский клавесинный репертуар небогат, инструмент использовался для сопровождения пения; 3 сонаты для клавесина созданы .

Как и большинство других музыкальных инструментов 16–18 вв., клавесин не имеет стандартного «классического» вида, но представлен множеством вариантов, созданных мастерами разных стран, эпох и стилей. Школы мастеров общеевропейского значения сложились (в разные эпохи) в Северной Италии (крупнейшие центры – Венеция, Милан, Болонья, Флоренция, среди представителей – ), Южных Нидерландах (центр – Антверпен, крупнейший представитель – семья ), Франции (семьи Бланше, Таскен, братья Эмш), Англии (Дж. Кёркман, семья Хичкок, фирма Shudi & Broadwood), Германии (центры – Дрезден, Гамбург; семьи Гребнер, Фридеричи, , Фляйшер, Целль, Хаас). Клавесин – предмет ; бо́льшая часть сохранившихся исторических инструментов расписана, встречаются инкрустации перламутром и драгоценными камнями; иногда украшались и клавиши.

С последней трети 18 в. клавесин быстро терял популярность в связи с развитием , однако ещё долго оставался инструментом для домашнего музицирования, особенно на европейской периферии и в странах Нового Света. В начале 19 в. продолжал использоваться в итальянском оперном театре (для сопровождения ).

С конца 19 в. клавесинная культура возрождается. Сначала инструменты копировались, затем стали строиться в соответствии с изменившимися художественными вкусами (типовой стала модель с педальной регистровкой, широко применяется редкий в прошлом 16-футовый регистр, звучащий октавой ниже номинала). После 2-й мировой войны мастера вернулись к копированию старинных моделей; нередко новый клавесин создаётся по индивидуальному проекту.

Современная исполнительская школа основана в середине 20 в. . Среди крупнейших клавесинистов: , Ю. Дрейфюс, К. Жакоте, , Б. ван Асперен, И. Вьюниски, , , . Со 2-й половины 20 в. клавесинисты осваивают темперации, манеру артикуляции, аппликатуру. Основа концертного репертуара – музыка 18 в. и более ранних эпох. Репертуар 20 в. представлен сочинениями («Сельский концерт» для клавесина с оркестром, 1926), (Концерт для клавесина, флейты, гобоя, кларнета, скрипки и виолончели), М. Оаны, А. Тисне, А. Лувье, и других композиторов.

Жан-Филипп Рамо. Пьеса для клавесина «Дикари». Играет Ж. Рондо.

  • Инструментальное исполнительство