Термины

Агогика

Аго́гика (от греч. ἄγω – вести; в античной музыкальной теории ἀγωγή – скорость движения), в исполнении музыки – отклонения реальной длительности звуков и пауз от ритмических соотношений, указанных в нотах.

Применяется в целях выразительности; в нотной записи, как правило, не фиксируется. В органной и клавесинной музыке в силу ограниченных динамических возможностей инструментов применялась акцентировка посредством увеличения длительности выделяемых звуков (агогический ). Относительная ритмическая свобода (колебания , независимость мелодического голоса от аккомпанемента вплоть до моментов асинхронности при строгом соблюдении такта) отличала музыкальное исполнение в Италии 18 в. и в эпоху . Введённый итальянский термин tempo rubato (буквально – украденное время), часто применяемый для обозначения агогической свободы, в действительности указывает на пределы этой свободы, скрадываемой взаимной компенсацией ускорений и замедлений. Подобные ограничения сохраняют силу и в последующие эпохи, в том числе в романтическом пианизме, при всей его ритмической раскрепощённости. Термин «агогика» введён в музыкознание .

  • Инструментальное исполнительство
  • Вокальное исполнительство