Табулатура
Табулату́ра (нем. Tabulatur, от лат. tabula – доска, таблица), тип музыкальной нотации.
Схематическая запись музыки для клавишных (органа, клавесина), некоторых струнных (лютни, виуэлы, гитары) и (редко) духовых инструментов. В Западной Европе расцвет табулатурной нотации пришёлся на 16–17 вв. Высота и ритм в табулатуре указываются буквами, цифрами и другими специальными графемами на таблице или нотоносце; в смешанных типах к табулатуре добавляется нотоносец (с различным количеством линеек) с обычными для линейной нотации графемами.
Табулатура принадлежит к древнейшим системам нотации. Ею пользовались в Китае, Японии, Индии, на средневековом Ближнем и Среднем Востоке. В Западной Европе различают два исторических типа клавирной табулатуры – немецкую (подразделяется на старую немецкую – со второй половины 15 в. и новую немецкую – с конца 16 в.; немецкую клавирную нотацию именуют немецкой органной табулатурой, поскольку она широко использовалась именно у органистов) и испанскую (со второй половины 16 в.), и три исторических типа лютневой табулатуры – немецкую (с 15 в.), итало-испанскую (с 1530-х гг.; в эту категорию входят также табулатуры для виуэлы и гитары) и французскую (17 в.). В 20–21 вв. табулатура (часто с добавлением так называемой аккордовой цифровки) используется в нотации популярной музыки для шестиструнной гитары.
В отличие от многих других типов нотации, которые обобщают звуковысотную логику музыки, табулатура фиксирует высоту музыкального звука или созвучия схематично, указывая «место пальца» на клавишах или грифе струнного инструмента. По этой причине, например, в немецкой клавирной табулатуре высота нотировалась буквенными графемами только для диезов – даже в том случае, когда музыкальная логика предписывала бемоль (например, в до-минорном трезвучии с терцией es использовалась графема для dis); по многовековой традиции только b и h записывались разными графемами.
На нотной иллюстрации представлена новая немецкая клавирная табулатура (оригинал и транскрипция). Три строки, запись которых напоминает дроби, соответствуют трём голосам фактуры. В «числителе» дроби указан ритм, в «знаменателе» – высота звука. Латинские буквы g и d с петлёй означают соответственно gis и dis, которые в контексте до-минора транскрибированы как as и es.
От понятия «табулатура» происходит термин интабуляция (итал. intavolatura), обозначающий переложение (обработку) для многоголосного инструмента (лютни, гитары, клавишных) преимущественно вокального произведения, изначально рассчитанного на ансамблевое исполнение. Интабуляции были особенно распространены в Западной Европе в 16 – первой половине 17 вв. Интабуляция может в точности следовать оригиналу или содержать разного рода изменения – упрощения либо, наоборот, обогащающие детали (в первую очередь орнаментику); в последнем случае она рассматривается как важная веха в истории европейского инструментализма.