Кёйкен Бартольд
Кёйкен Ба́ртольд (нидерл. Barthold Kuijken) (род. 8.3.1949, Дилбек, провинция Фламандский Брабант), бельгийский флейтист и блокфлейтист, представитель аутентичного исполнительства.
Родился в семье музыкантов. Учился игре на флейте в Консерватории Брюгге и Королевской консерватории Брюсселя, а также в Королевской консерватории Гааги у Ф. Фестера (флейта) и Ф. Брюггена (блокфлейта). В студенческие годы приобрёл оригинальную барочную траверс-флейту, которую освоил самостоятельно с помощью трактатов 17–18 вв.
С 1970-х гг. Б. Кёйкен занимается преимущественно старинной музыкой, значительную часть его репертуара составляют произведения эпохи барокко и классицизма. В разные годы был участником известных коллективов: камерного оркестра Collegium Aureum, оркестра Concentus Musicus Wien под управлением Н. Арнонкура, Ensemble Polyphonies, The Kuijken Ensemble (совместно с братьями Сигизвальдом Кёйкеном и Виландом Кёйкеном и клавесинистом Р. Коненом), ансамбля авангардной музыки Musiques Nouvelles, ансамбля (барочного оркестра) La Petite Bande, основанного С. Кёйкеном, Parnassus Ensemble. Много выступал вместе с братьями, а также с контратенором Р. Якобсом, исполнителем на барочном гобое П. Домбрехтом, исполнительницей на барочной скрипке Л. ван Дал и клавесинистами Г. Леонхардтом, Б. ван Аспереном и Э. Демейером. Позднее сотрудничал с пианистом и исполнителем на исторических разновидностях фортепиано Л. Девосом, а также с представителями младшего поколения семьи Кёйкен: дочерьми С. Кёйкена – Сарой (скрипка) и Вероникой (фортепиано), сыном В. Кёйкена Питом (фортепиано). Гастролирует как солист и участник ансамблей в странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки. С 1996 г. выступает также в качестве дирижёра. С 2008 г. художественный руководитель и дирижёр Барочного оркестра Индианаполиса.
Среди многочисленных записей, изданных на крупных лейблах (Accent, BMG Classics, Deutche Harmonia Mundi, Naxos, Sony Classical и др.), представлены концерты А. Вивальди, сонаты Г. Ф. Генделя, сочинения Ф. Куперена (концерты, сонаты, трио-соната «Парнас, или Апофеоз Корелли» и концерт «Апофеоз Люлли»), сюиты Ж. Оттетера и Г. Ф. Телемана, музыка И. С. Баха и его сыновей, трио Й. Гайдна для флейты, скрипки и виолончели, квартеты В. А. Моцарта. Со временем круг композиторов расширился, включив в себя музыку романтиков (И. Н. Гуммеля, Ф. Мендельсона, Ф. Шуберта), записанную на соответствующем эпохе инструменте, и К. Дебюсси. В репертуаре Кёйкена-дирижёра присутствуют также оркестровые произведения Ж.-Б. Люлли, Георга Муффата и Ж.-Ф. Рамо. Среди ранних записей выделяется экспериментальный альбом с музыкой И. Ф. Стравинского (в составе ансамбля «Новая музыка»), где Кёйкен выступил в качестве исполнителя на современной флейте.
Интерпретации Б. Кёйкена неизменно отражают глубокое понимание особенностей стиля исполняемой музыки, для Кёйкена-флейтиста характерны внимательное отношение к агогике, развитая, стилистически корректная орнаментация, уравновешенность и элегантность, соединённые с мягким, тёплым тоном звучания.
Около 30 лет преподавал барочную флейту в консерваториях Брюсселя и Гааги. Среди известных учеников – венгерский флейтист Б. Чалог.
В 2007 г. Б. Кёйкен стал первым бельгийским музыкантом, получившим степень доктора искусств (Doctor in de Kunsten) в Брюссельском свободном университете (Vrije Universiteit Brussel). Диссертация «Нотация – это не музыка: размышления о более чем 40 годах интенсивных занятий старинной музыкой» («The Notation is not the Music – Reflections on more than 40 years intensive practice of Early Music»), посвящённая значению источниковедения для аутентичного исполнительства, опубликована в 2013 г. Как редактор работал над публикациями произведений для флейты И. С. Баха (издательство Breitkopf & Härtel), фантазий для флейты соло Г. Ф. Телемана (издательство Musica Rara), концертов К. Ф. Э. Баха (Packard Humanities Institute).
В 2013 г. получил награду за жизненные достижения от Национальной ассоциации флейтистов.