Музыканты

Кёйкен Бартольд

Кёйкен Ба́ртольд (нидерл. Barthold Kuijken) (род. 8.3.1949, Дилбек, провинция Фламандский Брабант), бельгийский флейтист и , представитель .

Родился в семье музыкантов. Учился игре на флейте в Консерватории Брюгге и Королевской консерватории Брюсселя, а также в Королевской консерватории Гааги у Ф. Фестера (флейта) и (блокфлейта). В студенческие годы приобрёл оригинальную барочную , которую освоил самостоятельно с помощью трактатов 17–18 вв.

С 1970-х гг. Б. Кёйкен занимается преимущественно старинной музыкой, значительную часть его репертуара составляют произведения эпохи и . В разные годы был участником известных коллективов: камерного оркестра , оркестра под управлением , Ensemble Polyphonies, The Kuijken Ensemble (совместно с братьями и и клавесинистом Р. Коненом), ансамбля авангардной музыки Musiques Nouvelles, ансамбля (барочного оркестра) , основанного С. Кёйкеном, Parnassus Ensemble. Много выступал вместе с братьями, а также с , исполнителем на барочном гобое П. Домбрехтом, исполнительницей на барочной скрипке Л. ван Дал и клавесинистами , Б. ван Аспереном и Э. Демейером. Позднее сотрудничал с пианистом и исполнителем на исторических разновидностях фортепиано Л. Девосом, а также с представителями младшего поколения семьи Кёйкен: дочерьми С. Кёйкена – Сарой (скрипка) и Вероникой (фортепиано), сыном В. Кёйкена Питом (фортепиано). Гастролирует как солист и участник ансамблей в странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки. С 1996 г. выступает также в качестве дирижёра. С 2008 г. художественный руководитель и дирижёр Барочного оркестра Индианаполиса.

Среди многочисленных записей, изданных на крупных лейблах (Accent, , Deutche Harmonia Mundi, , Sony Classical и др.), представлены концерты , сонаты , сочинения (концерты, сонаты, трио-соната «Парнас, или Апофеоз Корелли» и концерт «Апофеоз Люлли»), сюиты Ж. Оттетера и , музыка и его сыновей, трио для флейты, скрипки и виолончели, квартеты . Со временем круг композиторов расширился, включив в себя музыку романтиков (, , ), записанную на соответствующем эпохе инструменте, и . В репертуаре Кёйкена-дирижёра присутствуют также оркестровые произведения , и . Среди ранних записей выделяется экспериментальный альбом с музыкой (в составе ансамбля «Новая музыка»), где Кёйкен выступил в качестве исполнителя на современной флейте.

Интерпретации Б. Кёйкена неизменно отражают глубокое понимание особенностей стиля исполняемой музыки, для Кёйкена-флейтиста характерны внимательное отношение к , развитая, стилистически корректная , уравновешенность и элегантность, соединённые с мягким, тёплым тоном звучания.

Около 30 лет преподавал барочную флейту в консерваториях Брюсселя и Гааги. Среди известных учеников – венгерский флейтист .

В 2007 г. Б. Кёйкен стал первым бельгийским музыкантом, получившим степень доктора искусств (Doctor in de Kunsten) в Брюссельском свободном университете (Vrije Universiteit Brussel). Диссертация «Нотация – это не музыка: размышления о более чем 40 годах интенсивных занятий старинной музыкой» («The Notation is not the Music – Reflections on more than 40 years intensive practice of Early Music»), посвящённая значению источниковедения для аутентичного исполнительства, опубликована в 2013 г. Как редактор работал над публикациями произведений для флейты И. С. Баха (издательство ), фантазий для флейты соло Г. Ф. Телемана (издательство Musica Rara), концертов (Packard Humanities Institute).

В 2013 г. получил награду за жизненные достижения от Национальной ассоциации флейтистов.

Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт для флейты с оркестром ре мажор KV 314, 1-я часть. Барочный оркестр Индианаполиса, солист Б. Кёйкен.

  • Представители аутентичного исполнительства
  • Бельгийские дирижёры