Флейта
Фле́йта (итал. flauto; нем. Flöte), духовой музыкальный инструмент (аэрофон). Звук возникает в результате рассечения вдуваемой струи воздуха о край ствола или край выреза свисткового отверстия.
Обычно флейта имеет форму трубки, однако встречаются флейты с сосудообразным корпусом (например, окарина). Флейты (или флейтовые инструменты, инструменты типа флейты) бывают продольные и поперечные; с пальцевыми отверстиями и без них; одноствольные, парные и многоствольные; открытые и закрытые; со свистковым устройством; и др. Материал изготовления: древесина, тростник, бамбук, кость, глина и др. Флейта – один из древнейших музыкальных инструментов (появление продольных костяных флейт датируется эпохой палеолита), в большинстве культур мира основной среди духовых музыкальных инструментов. Примеры традиционных флейт: кавал, курай, най, сринг, сякухати, тилинка, флуер.
В Европе продольные и поперечные флейты широко представлены в инструментальной культуре средневековых городов: в сигнальной башенной, танцевальной, военной музыке, в музицировании бродячих артистов и др. (в средневековой Европе флейта нередко составляла ансамбль с барабаном в руках одного и того же музыканта – т. н. тэйбор-пайп). На протяжении нескольких веков блокфлейта и поперечная флейта сосуществовали, однако последняя, как более совершенная, постепенно вытеснила блокфлейту из оперной и концертной музыки.
Поперечная флейта вошла в оперный оркестр и камерный ансамбль в 17 в., в партитурах до 1750 г. непременно обозначалась как «поперечная» (итал. flauto traversiero, traverso, нем. Querflöte; все указания на флейты без этого уточнения предполагали использование продольной флейты). С первой половины 18 в. поперечная флейта усовершенствовалась главным образом путём введения клапанов, к началу 19 в. утвердилась восьмиклапанная флейта. Дальнейшие фундаментальные усовершенствования произведены Т. Бёмом, модель которого с 1920-х гг. остаётся самой употребительной. Такая флейта («современная», «большая») имеет металлический цилиндрический ствол длиной 68–72 см, диаметром около 2 см, состоящий из трёх частей («колен»). В верхней части находится вдувное отверстие, в средней и нижней частях – 16–18 игровых отверстий с клапанами. Звук извлекается сконцентрированной струёй воздуха на срез вдувного отверстия, при более сильном напоре воздуха высота звука поднимается на октаву. Общий диапазон: «до» первой – «до» четвёртой октавы. Партия флейты записывается в скрипичном ключе в реальном звучании. Из разновидностей современной флейты широко применяется малая флейта – пикколо. В симфоническом оркестре, как правило, используются две флейты и одна флейта-пикколо, встречается также альтовая флейта (в строе G).
Первая школа игры на поперечной флейте опубликована в 1707 г. (автор – французский музыкант Ж. Оттетер). Выдающиеся образцы применения флейты (поперечной и продольной) – в творчестве А. Вивальди, И. С. Баха. Трактат И. И. Кванца «Опыт наставления по игре на поперечной флейте» (издан в 1752) поныне сохраняет основополагающее место в изучении истории этого инструмента. Во второй половине 18 в. поперечная флейта использовалась в оперной, симфонической и церковной музыке, в концертных и камерно-инструментальных жанрах; образцы применения флейты как сольного инструмента – два концерта В. А. Моцарта (K 313, 314; оба 1778). В 19 в. были оценены технические возможности флейты, получили известность гастролирующие флейтисты-виртуозы, в числе которых К. Доплер, Ф. Доплер, К. П. Таффанель. Одновременно сформировался жанр духового квинтета с участием флейты. С блеском использовали флейту в своей оркестровой музыке М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов. Среди сочинений для флейты в 20 в. – концерты С. Барбера, Ф. Шмитта, Х. В. Хенце, К. Нильсена, Ж. Ибера, А. Жоливе, сонаты С. С. Прокофьева, П. Хиндемита, Ф. Пуленка, Д. Мийо, Б. Мартину.
Исторические разновидности флейты (включая редкую разновидность – флейту д'амур) возрождаются в рамках аутентичного исполнительства. Поперечную флейту в среде российских музыкантов-аутентистов обычно называют траверс-флейтой.