Москва. Театральное искусство
Театра́льное иску́сство в Москве́. В конце 16 – начале 17 вв. при дворе московских царей существовали Потешный чулан (1571–1572), Потешная палата (1613), где содержался штат шутов из числа скоморохов. В 1672 г. по указу царя Алексея Михайловича было построено здание для представлений первого русского придворного театра (Комедийная хоромина). В 1702 г. открылся первый русский публичный театр: спектакли давали сначала в Немецкой слободе, а с 1703 г. – в здании Комедиальной храмины на Красной площади. В конце 17– начале 18 вв. развивался школьный театр.
В 1749 – начале 1770-х гг. в Москве насчитывалось более 40 трупп «охотников», в том числе под руководством канцеляристов Василия Хилковского и Ивана Глушкова, купцов 2-й гильдии Василия Саврасова и Алексея Кисельникова, студентов Ивана Фрязина и Леонтия Соловьёва, дворового княгини А. Л. Трубецкой Ильи Якубовского, капрала Петра Рудина, слесаря Гаврилы Иванова.
В 1757 г. при Московском университете организован любительский театр под руководством М. М. Хераскова. В 1759 г. состоялся первый публичный спектакль в Оперном доме театра Дж. Б. Локателли у Красных ворот. Со 2-й половины 18 в. значительное распространение получил крепостной театр (труппы Шереметевых, Юсуповых, С. С. Апраксина, Г. И. Бибикова, И. Я. Блудова, Н. А. и В. А. Всеволожских, П. М. Волконского, И. А. Гагарина, Л. К. Нарышкина, Н. И. Одоевского, Н. Г. и Б. Г. Шаховских и др.).
Первой постоянно действующей публичной труппой в Москве стал частный театр Н. С. Титова, возникший в 1766 г. В 1780 г. единоличным содержателем труппы стал М. Медокс, а в 1806 г. актёры Театра Медокса вошли в состав основанного в Москве Императорского театра. В 1824 г. драматическая труппа обосновалась в доме купца Варгина на Петровской (ныне Театральная) площади (Малый театр). В 1825 г. для спектаклей оперной и балетной трупп открылся Большой театр.
В 1-й половине 19 в. одним из крупнейших центров русской культуры и духовной жизни в целом стал Малый театр. Ярчайшими представителями московской актёрской школы выступили М. С. Щепкин и П. С. Мочалов. Формирование национального репертуара завершил А. Н. Островский – основной драматург Малого театра с 1853 г. (с премьеры спектакля «Не в свои сани не садись»), чьи произведения послужили новым импульсом к развитию сценического искусства. Среди крупнейших актёров 2-й половины 19 в.: П. М. Садовский, Л. П. Косицкая, Н. М. Медведева, Н. А. Никулина, Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова, Бороздины-Музили-Рыжовы, А. П. Ленский, А. И. Сумбатов-Южин, А. А. Остужев.
Закреплённая с начала 1800-х гг. рядом указов и постановлений монополия Императорских театров тормозила развитие отечественного сценического искусства, лишь в исключительных случаях давая возможность организовывать частные труппы. В Москве попытку нарушить монополию предприняли инициаторы создания «Артистического кружка» (1865–1883) А. Н. Островский, Н. Г. Рубинштейн, В. Ф. Одоевский и др. Первоначально театральные представления кружка назывались «семейно-драматическими вечерами», что позволяло обойти запрет устраивать частные публичные спектакли в столицах. С осени 1867 г. «Артистический кружок» добился разрешения ставить спектакли, сначала закрытые – для членов кружка, а с 1868 г. – и публичные. Вслед за этим в Москве возникли Народный театр на Политехнической выставке (1872), театр А. А. Бренко (1880–1882), а с отменой монополии в 1882 г. свой театр в Москве организовал Ф. А. Корш, собрав в труппе крупных мастеров, игравших ранее преимущественно в провинции.
В 1888 г. учреждено Общество искусства и литературы, при котором из группы любителей создана постоянная труппа под руководством К. С. Станиславского. В 1898 г. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко основали Московский художественно-общедоступный театр (МХТ), сыгравший огромную роль в развитии русского и мирового сценического искусства.
Стремление театральных деятелей найти новые пути вызвало появление студий МХТ и др., а также театров – Свободного театра К. А. Марджанишвили (1913), Камерного театра А. Я. Таирова (1914) и т. п. В Москве гастролировали крупные петербургские и провинциальные артисты, мастера западноевропейского театра (Э. Дузе, С. Бернар, Т. Сальвини, Мейнингенский театр и др.).
В конце 1900-х – 1910-х гг. широкое распространение получил театр малых форм. Первое кабаре («Летучая мышь» во главе с Н. Ф. Балиевым) возникло в Москве в 1908 г. Новую волну кабаретных театров вызвал к жизни НЭП: «Нерыдай», «Коробочка» (оба – 1921), «Павлиний хвост», «Кривой Джимми» (оба – 1922) и др. В их представлениях принимали участие В. Н. Давыдов, Р. В. Зелёная, М. Н. Гаркави, М. И. Жаров, Н. Р. Эрдман, К. Я. Голейзовский, Н. М. Фореггер и др.
В 1917 г. в Москву из Петрограда было переведено Императорское русское театральное общество (ныне Союз театральных деятелей Российской Федерации).
В 1920-х – начале 1930-х гг. Москва стала центром борьбы театральных направлений, в ходе которой выдающиеся спектакли создавали В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, А. Я. Таиров, М. А. Чехов, С. М. Михоэлс, А. Д. Дикий, А. Д. Попов, Ф. Н. Каверин и др. Однако в 1930-х гг. с усилением идеологического давления и политической тенденциозности многие театры были расформированы или закрыты (Государственный театр имени Мейерхольда, МХАТ Второй и др.), а театральные деятели репрессированы (Мейерхольд, Дикий и др.).
В годы Великой Отечественной войны большинство театров было эвакуировано. Из артистов формировались фронтовые театры и концертные бригады. От обстрелов и бомбёжек пострадали здания Большого театра, Театра имени Евгения Вахтангова.
В первые послевоенные годы репрессии в отношении театров и театральных деятелей продолжались: в 1949 г. закрыт ГОСЕТ, в 1950 г. – Камерный театр. В то же время появлялись спектакли, которые становились событиями в театральной и общественной жизни, например осуществлённая Н. П. Охлопковым в Московском театре драмы героико-романтическая постановка по роману А. А. Фадеева «Молодая гвардия» (1947). В спектаклях В. Н. Плучека 1950-х гг. в Московском театре сатиры возрождались традиции театра Мейерхольда.
Несмотря на цензурные запреты, в 1960-х – начале 1980-х гг. московский театр переживал период расцвета благодаря прежде всего плеяде талантливых режиссёров, в их числе: Ю. А. Завадский, А. В. Эфрос, О. Н. Ефремов, Б. И. Равенских, А. А. Гончаров, Ю. П. Любимов, М. А. Захаров, П. Н. Фоменко, Р. Г. Виктюк, А. А. Васильев. Ослабление партийно-чиновничьего диктата со 2-й половины 1980-х гг. способствовало расширению репертуара, появлению новых жанров, свободным поискам новых средств сценической выразительности. Возродилось студийное движение, и на основе студий возник ряд новых театров: Театр-студия под руководством О. П. Табакова (ныне Московский театр Олега Табакова), «Современник-2», Московский молодёжный театр на Красной Пресне (ныне «Московский театр ОКОЛО дома Станиславского»), Театр на Юго-Западе под руководством В. Р. Беляковича, Театр-студия «Человек», Театр «У Никитских ворот» под руководством М. Г. Розовского и др. Стремление к независимости и самостоятельным художественным поискам привело не только к появлению театров «Школа драматического искусства», «Мастерская П. Н. Фоменко», «Школа современной пьесы», «Сфера» и др., но и к размежеванию в конце 1980-х – 1990-х гг. некоторых трупп (МХАТ, Московский театр на Таганке и др.).
С началом 21 в., наряду со стремлением к сохранению традиций русского сценического искусства (прежде всего в Малом театре) и к оригинальным интерпретациям произведений мировой и отечественной классики, очевидна тенденция к созданию новой драматургии, а вместе с ней и современной сценической стилистики, освободившейся от пафоса «театральности». В центре внимания «новой драмы», формирующейся под влиянием документалистики, оказываются реальная среда, человек с его повседневным индивидуальным опытом. «Документальные пьесы» зачастую основаны на подлинных текстах, интервью и судьбах реальных людей и существуют на стыке искусства и злободневного социального анализа. В стилистике спектаклей сочетаются различные виды искусства (театр, кинематограф, живопись, видеоарт), современные технологии и т. п. В этом направлении работают Центр драматургии и режиссуры (1998), Театр.doc (2002), театр «Практика» (2005) и др.
В Москве также функционируют Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова и Московский Художественный академический театр имени М. Горького, Российский государственный академический молодёжный театр, Государственный академический центральный театр кукол имени С. В. Образцова (ГАЦТК), Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, Государственный театр наций, Театр «Студия театрального искусства», Московский театр Юного Зрителя, Государственный академический театр имени Моссовета, Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя, Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой, Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова», Московский музыкально-драматический цыганский театр «Ромэн», Московский драматический театр на Малой Бронной, Московский драматический театр имени А. С. Пушкина, Московский государственный театр эстрады, Московский театр «Современник», Центральный академический театр Российской Армии, Московский новый драматический театр (1976), Московский драматический театр «Бенефис», Московский драматический театр «Модернъ», Московский театр «Эрмитаж», Московский еврейский театр «Шалом» (1988), Русский духовный театр «ГЛАС» (1989), «Театр на Покровке», Театр Романа Виктюка, Московский театр «Еt Сetera» под руководством Александра Калягина, «Театр Луны», «Ведогонь-театр», Московский театр детской книги «Волшебная лампа» (1989), Московский театр кукол (1930), Московский детский театр теней (1944), Московский театр кукол «Жар-птица» (1991), Московский детский театр марионеток (1998), Новый театр под руководством Э. В. Боякова (2022) и др.
Театральные фестивали: независимый фестиваль драматургии «Любимовка», Benois de la Danse, Международный театральный фестиваль имени А. П. Чехова, «Островский в доме Островского» (с 1993, 1 раз в 2–3 года; на базе Малого театра), «Золотая маска», Всероссийский фестиваль особых театров ПРОТЕАТР (с 2000, 1 раз в 3 года), Международный фестиваль театров кукол имени С. В. Образцова («Образцовфест», с 2001, 1 раз в 1–3 года, на базе ГАЦТК), Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» (с 2001, ежегодный), Московский международный фестиваль студенческих спектаклей «Твой шанс» (с 2005, на базе Театрального центра «На Страстном»), фестиваль современного искусства «Территория» (2006, с 2019 наряду с Москвой в других регионах России), Международный театральный фестиваль моноспектаклей SOLO (2008; на базе Театрального центра «На Страстном») и др.
Рекомендуемые статьи
Драматический театр в России 19 в.
Драматический театр в России 20 в.