Ефремов Олег Николаевич
Ефре́мов Оле́г Никола́евич (1.10.1927, Москва – 24.5.2000, там же), российский театральный деятель, режиссёр, актёр театра и кино, народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1987), создатель Московского театра «Современник».
В 1949 г. окончил Школу-студию МХАТ (курс В. О. Топоркова). Влияние на формирование творческих взглядов молодого артиста оказал один из педагогов – историк Московского Художественного театра В. Я. Виленкин.
В 1949–1957 гг. в Центральном детском театре, где произошли определяющие встречи с драматургом В. С. Розовым, режиссёрами М. О. Кнебель и А. В. Эфросом. Там же сыграны первые значимые роли, позволившие говорить о возникновении нового образа современного героя: Володя Чернышёв («Её друзья» Розова, 1949); Митрофанушка («Недоросль» Д. И. Фонвизина, 1950); Иванушка-дурачок («Конёк-горбунок» П. П. Ершова, 1952); Костя Полетаев («Страницы жизни» Розова, 1953); Молчалин («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1953); Алексей («В добрый час!» Розова, 1954); Саня Григорьев («Два капитана» по В. А. Каверину, 1955); Гришка Отрепьев («Борис Годунов» А. С. Пушкина, 1956). Здесь же состоялся и режиссёрский дебют – музыкальный спектакль «Димка-невидимка» М. Г. Львовского и В. Н. Коростылёва (1955).
Поставив в 1955 г. дипломный спектакль «В добрый час!» Розова на курсе А. М. Карева в Школе-студии МХАТ, Ефремов обрёл единомышленников в лице Г. Б. Волчек, И. В. Кваши, О. П. Табакова, Л. М. Толмачёвой, В. Н. Сергачёва, Е. А. Евстигнеева. С этим составом артистов начались репетиции новой пьесы Розова «Вечно живые». Премьера спектакля – 15 апреля 1956 г. в помещении Школы-студии – считается днём рождения Студии молодых актёров (с 1958 Театр-студия «Современник», в 1964 Московский театр «Современник»). В первой редакции спектакля в 1956 г. Ефремов сыграл роль Бориса Бороздина, во второй в 1961 г. – Фёдора Ивановича Бороздина. Молодые артисты поставили перед собой задачу создать театр своего поколения, возвращающий к жизни идеи и заветы основателей Художественного театра, театр современной темы, «товарищество на вере», в котором всё решает коллектив.
Ефремов руководил «Современником» до 1970 г., сочетал режиссуру с актёрской работой. Поставил спектакли: «В поисках радости» Розова (1957; роль Фёдора), «Два цвета» А. Г. Зака и И. К. Кузнецова (1959; роль Бориса Родина), «Оглянись во гневе» Дж. Осборна (1965; все – совместно с В. Сергачёвым), «Пять вечеров» А. М. Володина (1959; роль Ильина), «Без креста!» В. Ф. Тендрякова (1963), «В день свадьбы» Розова (1964; все – совместно с Волчек), «Голый король» Е. Л. Шварца (1960; совместно с М. И. Микаэлян), «Четвёртый» К. М. Симонова (1961), «По московскому времени» Л. Г. Зорина (1962), «Назначение» Володина (роль Лямина, 1963), «Всегда в продаже» В. П. Аксёнова (1965), «Традиционный сбор» Розова (1967), трилогия о революционном движении в России: «Декабристы» Зорина (1967; роль Николая I), «Народовольцы» А. П. Свободина (1968; роль Желябова), «Большевики» М. Ф. Шатрова (1968, совместно с Волчек); «Чайка» А. П. Чехова (1970).
В 1970 г. принял предложение возглавить Московский Художественный академический театр СССР (с 1989 – имени А. П. Чехова). Среди актёрских и режиссёрских работ во МХАТе: «Дульсинея Тобосская» Володина (1971; роль Дона Луиса), «Последние» М. Горького (1971), «Валентин и Валентина» М. М. Рощина (1971; роль Прохожего), «Сталевары» Г. К. Бокарева (1972), «Соло для часов с боем» О. Заградника (совместно с А. А. Васильевым, 1973), «Старый Новый год» Рощина (1973; роль Петра Себейкина), «Сон разума» А. Вальехо (1973), «Медная бабушка» Зорина (1975; роль Пушкина), «Иванов» А. П. Чехова (1976), «Утиная охота» А. В. Вампилова (совместно с А. В. Мягковым, 1978; роль Зилова), «Чайка» Чехова (1980), «Так победим!» М. Ф. Шатрова (совместно с Р. А. Сиротой, 1981), «Дядя Ваня» Чехова (1985; роль Астрова), «Серебряная свадьба» А. Н. Мишарина (1985). Среди других работ чаще всего ставил пьесы А. И. Гельмана: «Заседание парткома» (1975; роль Потапова); «Обратная связь» (1977); «Мы, нижеподписавшиеся» (1979); «Наедине со всеми» (1981; роль Голубева); «Скамейка» (1984).
Внутренние конфликты в разрастающемся театре привели в 1987 г. к расколу на две труппы – под руководством Ефремова (с 1989 Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова) и под руководством Т. В. Дорониной (с 1989 Московский Художественный академический театр имени М. Горького). В образованном МХАТ имени А. П. Чехова поставил спектакли: «Перламутровая Зинаида» Рощина (роль Аладьина, 1987), «Московский хор» Л. С. Петрушевской (совместно с Сиротой, 1988), «Кабала святош» М. А. Булгакова (постановка А. Я. Шапиро, роль Мольера, 1988), «Варвары» М. Горького (1989), «Вишнёвый сад» Чехова (1989), «Олень и шалашовка» А. И. Солженицына (1991), «Возможная встреча» П. Барца (постановка В. В. Долгачёва, 1992; роль Генделя), «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1992), «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1994; роль Бориса Годунова), «Три сестры» Чехова (1997), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (2000), «Мишин юбилей» А. И. Гельмана и Р. Нельсона (1994).
С 1949 г. до конца жизни преподавал в Школе-студии МХАТ, с 1976 г. профессор и заведующий кафедрой мастерства актёра.
Много снимался в кино, успешно дебютировав в 1955 г. в фильме «Первый эшелон» (Алексей Узоров). Создал галерею образов своих современников – обычных людей, тонко чувствующих, отвечающих за принимаемые решения, отстаивающих свои нравственные идеалы: Жур («Испытательный срок», 1960), Виктор Денисов («Мой младший брат», 1962), дядя Вася («Вызываем огонь на себя», 1963), Иванов («Живые и мёртвые, 1963), Подберёзовиков («Берегись автомобиля», 1966), Саша («Три тополя на Плющихе», 1967), Лев Карцев («Ещё раз про любовь», 1968), Виктор («Мама вышла замуж», 1969), Буров («Здравствуй и прощай», 1972), Скворцов («Продлись, продлись, очарованье…», 1984) и др. Среди других работ, характеризующих разнообразие актёрского почерка Ефремова, – отец Гены («Звонят, откройте дверь» А. Н. Митты, 1965), Долохов («Война и мир» С. Ф. Бондарчука, 1965–1967), немой художник-самоучка Фёдор («Гори, гори, моя звезда» Митты, 1969). Как режиссёр снял в 1965 г. (совместно с Г. Г. Егиазаровым) фильм «Строится мост», заняв в нём всю труппу театра «Современник».
Один из создателей и первый секретарь правления Союза театральных деятелей СССР (1986).
Государственная премия СССР (1969, 1974, 1983). Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (1998, 2003). Награждён орденом Ленина (1987), орденом Дружбы народов (1993), орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (1997).