#Театральное искусство Российской империи 19 в.
Театральное искусство Российской империи 19 в.
Тег

Театральное искусство Российской империи 19 в.

Театральное искусство Российской империи 19 в.
Найденo 10 статей
Режиссёры
Акимов Алексей Фёдорович
Аки́мов Алексе́й Фёдорович [1810 – 26.11(8.12).1855; место рождения и смерти неизвестно], российский актёр, режиссёр. Потомственный почётный гражданин (1840). Сын капельдинера Императорских театров. С 1821 г. казённый воспитанник Московского императорского театрального училища (ныне Московская государственная академия хореографии, Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина), по окончании которого стал актёром Малого театра. С 1831 г. режиссёр, с 1837 г. старший режиссёр Большого Петровского театра. Одновременно в 1832–1837 гг. суфлёр оперной труппы. Осуществил более 50 постановок опер разных жанров и опер-водевилей. Значительную часть составили оперы европейских композиторов, преимущественно его современников: Дж. Россини – «Осада Коринфа» (1831), «Сорока-воровка» (1834), «Севильский цирюльник» (1840); Д.-Ф.-Э. Обера – «Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине» (1831), «Лейчестер, или Замок Кенильворт» (1835), «Леокадия» (1835); Г. Маршнера – «Вампир» (впервые в России, 1831), «Ганс Гейлинг» (1838); К. М. фон Вебера – «Сильвана» (1832), «Вольный стрелок» (под названием «Волшебный стрелок», 1834); Л. Керубини – «Лодоиска» (1832); В. Беллини – «Пират» (1837), «Сомнамбула» (1837), «Норма» (1838), «Капулети и Монтекки» (под названием «Ромео и Юлия», 1839); А. Адана – «Хижина» (под названием «Швейцарская хижина», 1837), «Почтальон из Лонжюмо» (1839), «Престонский пивовар» (1839); Дж. Мейербера – «Роберт-дьявол» (1834); Г. Доницетти – «Велизарий» (1840); оперы Э. Мегюля, Л.-Ж.-Ф. Герольда и других композиторов. Первый постановщик опер А. Н. Верстовского «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832), «Аскольдова могила» (1835), «Тоска по родине» (1839). Всеми перечисленными премьерами дирижировал И. И. Фельцман.
Музыка
Субъекты РФ. Театр
Москва. Театральное искусство
Театра́льное иску́сство в Москве́. Среди ведущих театров: Малый театр, Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова, Московский академический театр имени Вл. Маяковского, Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова, Московский академический театр сатиры, Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко», Московский театр на Таганке, Российский государственный академический молодёжный театр, Государственный академический центральный театр кукол имени С. В. Образцова, Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, Государственный театр наций, Театр «Студия театрального искусства», Московский театр Юного Зрителя, Государственный академический театр имени Моссовета, Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова», Московский драматический театр на Малой Бронной, Московский театр «Современник». Театральные фестивали: Международный театральный фестиваль имени А. П. Чехова, «Золотая маска», Международный фестиваль театров кукол имени С. В. Образцова («Образцовфест», с 2001), фестиваль современного искусства «Территория» (с 2006) и др.
Театр
Субъекты РФ. Театр
Московская область. Театральная культура
Театра́льная культу́ра Моско́вской о́бласти. Во 2-й половине 18 – начале 19 вв. в пригородах Москвы широкое распространение получил крепостной театр. С конца 19 в. популярность завоевали летние и дачные театры, в 1920-х – начале 1930-х гг. – передвижные коллективы. Среди театров областного подчинения, расположенных на территории Москвы, – Московский областной государственный театр кукол (1933), Московский областной государственный академический театр балета «Русский балет» (1981), Московский губернский театр (2013). В Ногинске действует Московский областной театр драмы и комедии (1930). Муниципальные, частные и любительские театры действуют в большинстве городов области.
Дачный театр в имении Перловых (Московская область). Открытка. 1912
Театры, антрепризы, труппы, творческие объединения
Императорские театры
Импера́торские теа́тры, российские театры, находившиеся в непосредственном подчинении и под покровительством императорского двора и на его содержании. К Императорским относились придворные (первый появился в 1672 при дворе Алексея Михайловича, существовал до 1676) и публичные (первый открыт при Петре I в Москве в 1702, существовал до 1707) театры. В 1766 г. учреждена Дирекция Императорских театров. В начале 20 в. к Императорским театрам относились: в Санкт-Петербурге – Александринский, Мариинский и Михайловский театры; в Москве – Большой, Малый, а также Новый театр (1898–1907). После 1917 г. Императорские театры вошли в общую систему государственных театров.
Театр
Страны мира. Театр
Россия. Искусство и культура. Драматический театр в 19 в.
Драмати́ческий теа́тр в Росси́и 19 в., период развития профессионального драматического театра в России. В 19 в. выработались и закрепились как организационно-административные формы существования, так и художественные принципы отечественного сценического искусства. На протяжении 1800-х гг. оформлялась структура российского театра, который утвердился в обеих столицах как финансируемое государственное учреждение. В 1806 г. произошло объединение санкт-петербургской и московской трупп под руководством единой дирекции, что привело к созданию системы императорских театров, которая с теми или иными изменениями просуществовала до 1917 г. Московская драматическая труппа в 1824 г. вселилась в дом купца Варгина, переделанный в ходе реконструкции Театральной площади в связи со строительством нового Большого театра и названный, в отличие от последнего, Малым. Петербургская драматическая труппа в 1832 г. въехала в новое здание (Александринский театр). Главной художественной задачей российского театра стало укрепление его национальной самобытности, что означало как обогащение отечественного репертуара, так и развитие российской актёрской школы. В течение века произошли перемены, затрагивавшие все слагаемые театрального искусства, требовавшие решения как старых, давно назревших проблем в драматургии, актёрском творчестве, сценографии, так и проблем, возникавших в связи с появлением в театре нового лица – режиссёра. Идея необходимости единой художественной воли в спектакле жила в сознании многих театральных деятелей разного времени. Осуществление этой идеи, как и многих других, выдвинутых временем, произошло в открывшемся 14(26) октября 1898 г. Московском художественно-общедоступном театре. В провинции, в отличие от столиц, театр существовал по преимуществу как частное предприятие. Для начала 19 в. был характерен единый процесс распада крепостного театра (отпуск под оброк и распродажа крепостных актёров, использование крепостных трупп в коммерческих целях самими владельцами или сдача их антрепренёрам) и формирования вольных антреприз из наёмных актёров, рекрутируемых из разных сословий.
Театр
Режиссёры
Станиславский Константин Сергеевич
Станисла́вский Константи́н Серге́евич (1863–1938), российский актёр, режиссёр, теоретик сценического искусства, народный артист СССР (1936). Создатель и руководитель Московского Художественного театра (с Вл. И. Немировичем-Данченко). Основал школу, разработал метод и артистическую технику, представляющие собой новый этап в развитии сценического искусства (Система Станиславского). Инициатор создания и руководитель Оперной студии Большого театра (Москва).
Константин Станиславский. 1900-е гг.
Литераторы
Шаховской Александр Александрович
Шаховско́й Алекса́ндр Алекса́ндрович (1777–1846), князь, русский писатель, театральный деятель; член Российской академии (1810), почётный член Петербургской академии наук (1841). В 1802–1826 гг. руководил петербургской драматической труппой и театральным училищем. Во второй половине 1810-х гг. своей квартире в Санкт-Петербурге устраивал литературно-театральные собрания, на которых бывали А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов и др. Автор комедийной пародии на сентиментализм «Новый Стерн» (поставлена в 1805), водевиля «Казак-стихотворец» (поставлен в 1812) и др. Пьесы Шаховского имели важное значение для формирования русской национальной комедии.
Портрет Александра Шаховского