Московский театр «Современник»
Москóвский теа́тр «Совремéнник», российский драматический театр. Основан в 1958 г. как Театр-студия «Современник».
История театра восходит к постановке в 1956 г. спектакля «Вечно живые» (по пьесе В. С. Розова), подготовленной, при лидерстве О. Н. Ефремова, Г. Б. Волчек, И. В. Квашой, Л. М. Толмачёвой, О. П. Табаковым, Е. А. Евстигнеевым, В. Н. Сергачёвым. Постановка стала началом деятельности Студии молодых актёров (Театр-студия «Современник» с 1958, современное название с 1965).
Студия молодых актёров, созданная театральной молодёжью, представляла собой, по сути, студию Московского Художественного академического театра и восстанавливала линию естественного развития театрального коллектива, но, возвращая к жизни идеи и заветы его основателей, она рождалась без участия руководства МХАТа. Студийцы стремились отражать своим искусством жизнь, выражая поколенческие настроения эпохи «оттепели», добиваясь простоты и достоверности на сцене.
В 1958–1970 гг. главный режиссёр – О. Н. Ефремов. В 1961 г. театр получил здание на площади Маяковского, д. 1. Основой репертуара молодого театра были произведения, созданные современными авторами. Среди постановок Ефремова: пьесы В. С. Розова «Вечно живые» (1956, 1961); «В поисках радости» (совместно с В. Н. Сергачёвым, 1957); «Традиционный сбор» (1967), «В день свадьбы» (совместно с Г. Б. Волчек), 1964; «Два цвета» А. Г. Зака, И. К. Кузнецова (совместно с Сергачёвым, 1959); «Пять вечеров» (1959; 2-я ред. совместно с Волчек, 1961) и «Назначение» А. М. Володина (1959; 1963); «Голый король» Е. Л. Шварца (совместно с М. И. Микаэлян), 1960; «Четвёртый» К. М. Симонова (1961); «По московскому времени» Л. Г. Зорина (1962); «Без креста!» В. Ф. Тендрякова (совместно с Волчек, 1963); «Всегда в продаже» В. П. Аксёнова (1965); трилогия «Декабристы» Зорина, «Народовольцы» А. П. Свободина; «Большевики» М. Ф. Шатрова (все – 1967).
Первым обращением «Современника» к классической литературе стал спектакль И. В. Кваши (совместно с Ефремовым) «Сирано де Бержерак» по пьесе Э. Ростана (1964), затем Волчек осуществила постановки пьесы «Обыкновенная история» по инсценировке В. С. Розова романа И. А. Гончарова (1966) и «На дне» М. Горького (1968), в 1970 г. Ефремов поставил пьесу «Чайка» А. П. Чехова.
Среди других постановок этого периода спектакли А. В. Эфроса – «Никто» Э. де Филиппо (1958); Е. А. Евстигнеева – «Третье желание» В. Блажека (1961); Б. А. Львова-Анохина – «Старшая сестра» А. М. Володина (1962); Г. Б. Волчек – «Двое на качелях» У. Гибсона (1962); Э. Эрлендссона – «Баллада о невесёлом кабачке» Э. Олби (1967).
В труппу театра входили: А. А. Вертинская, О. И. Даль, Н. М. Дорошина, В. П. Заманский, В. М. Земляникин, Л. И. Иванова, Н. С. Каташёва, М. М. Козаков, Е. Г. Козелькова, Л. И. Крылова, Т. Е. Лаврова, А. Н. Леонтьев, С. Н. Мизери, Е. Ю. Миллиоти, А. В. Мягков, В. Ю. Никулин, А. Б. Покровская, Г. М. Соколова, Р. В. Суховерко, Г. А. Фролов, В М. Хлевинский, П. И. Щербаков и др.
К исходу 1960-х гг. театр «Современник» был сложившимся художественным организмом, с ярко выраженными творческими и гражданскими устремлениями, с сильной талантливой труппой.
В 1970 г. Ефремов принял предложение возглавить Московский Художественный академический театр. В 1970–1972 гг. «Современником» управляла художественная коллегия, в 1972 г. главным режиссёром театра коллектив избрал Г. Б. Волчек (в 1989–2019 художественный руководитель).
Среди режиссёрских работ Волчек в «Современнике» этого периода: «Свой остров» Р. Каугвера (1971); «Восхождение на Фудзияму» Ч. Т. Айтматова и К. Мухамеджанова (1973); «Погода на завтра» М. Ф. Шатрова (совместно с И. Л. Райхельгаузом и В. В. Фокиным, 1973); «Эшелон» М. М. Рощина (1975); «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (1976; 1997); «Обратная связь» А. И. Гельмана (1977); «НЛО» В. Ю. Малягина (1978; оба – совместно с М. Я. Али-Хусейном); «Спешите делать добро» Рощина (1980); «Три сестры» Чехова (1982; 2001; 2008); «Близнец» Рощина (1986); «Плаха» Айтматова (1988); «Звёзды на утреннем небе» А. М. Галина (1988); «Крутой маршрут» Е. С. Гинзбург (1989); «Мурлин Мурло» Н. В. Коляды (1990); «Анфиса» Л. Н. Андреева (1991; 2003); «Трудные люди» Й. Бар-Йосефа (1992); «Смерть и дева» А. Дорфмана (1992); «Пигмалион» Б. Шоу (1994); «Три товарища» Э. М. Ремарка (1999); «Заяц. Love story» Коляды (2007); «Игра в джин» Д. Л. Кобурна (2013); «Двое на качелях» У. Гибсона (2015).
В противоположность Ефремову, считавшему, что режиссуру необходимо воспитывать внутри студии (каждый из основателей пробовал ставить спектакли) и почти не приглашавшему постановщиков со стороны, Волчек на протяжении своего руководства держала открытыми двери «Современника» как для начинающих режиссёров, так и для признанных мастеров.
Значительную роль в жизни театра сыграл В. В. Фокин, в 1970–1980 гг. режиссёр театра. В эти годы им поставлены спектакли: «Валентин и Валентина» М. М. Рощина (1971), «С любимыми не расставайтесь» А. М. Володина (1972), «Провинциальные анекдоты» А. В. Вампилова (1974), «И пойду! И пойду!» по прозе Ф. М. Достоевского (1976), «Мы не увидимся с тобой» по К. М. Симонову (1979), «Лоренцаччо» А. де Мюссе (1980). После ухода режиссёра из театра сотрудничество продолжилось: «Любовь и голуби» В. П. Гуркина (1982), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1983), «Кто боится Вирджинии Вульф?» Э. Олби (1984), «Карамазовы и ад» по мотивам романа Достоевского «Братья Карамазовы» (1996). В 2004 г. Другая сцена театра открылась премьерой спектакля Фокина «Шинель» по повести Н. В. Гоголя.
Классик европейского кинематографа А. Вайда – автор двух театральных постановок «Современника»: «Как брат брату» Д. Рейба (1972), «Бесы» по инсценировке А. Камю романа Достоевского (2004). Режиссёром сатирического спектакля «Балалайкин и Ко» в инсценировке С. В. Михалкова романа «Современная идиллия» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1973) выступил Г. А. Товстоногов.
В 1970-е гг. свои первые спектакли ставил И. Л Райхельгауз: «Из записок Лопатина» по Симонову (1974), «А поутру они проснулись» В. М. Шукшина (1977), «Привидения» Г. Ибсена (1989).
Авангардные постановки, отвечающие духу времени, ставил Р. Г. Виктюк: «Квартира Коломбины» Л. С. Петрушевской (1985), «Стена» А. М. Галина (1987), «Мелкий бес» по инсценировке Г. В. Вирена одноимённого романа Ф. К. Сологуба (1989), «Адский сад» Р. Майнарди (1993), «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» В. И. Гафта (2009).
В 2000-е гг. театр, отвечая на запросы времени, представил спектакли режиссёров, находящихся в мейнстриме российской сцены: Р. В. Туминаса [«Играем…Шиллера!» по пьесе «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (2000), «Горе от ума» А. С. Грибоедова (2007)]; К. С. Серебренникова [«Сладкоголосая птица юности» Т. Уильямса (2002), «Голая пионерка» по инсценировке К. В. Драгунской романа М. Б. Кононова (2005)], Н. В. Чусовой [«Мамапапасынсобака» Б. Срблянович (2002), «Гроза» А. Н. Островского (2004)], Е. Б. Каменьковича [«Джентльмен» А. И. Сумбатова-Южина (2010); «Горбунов и Горчаков» по И. А. Бродскому (2011)] и др.
В 2010-е гг. пришло новое поколение режиссёров, представленное именами режиссёров М. С. Брусникиной [«Скажите, люди, куда идёт этот поезд…» по пьесе «Фронтовичка» А. Е. Батуриной (2016), «Уроки сердца» по текстам И. С. Васьковской (2017)], Е. И. Половцевой [«Осенняя соната» по киносценарию И. Бергмана (2012), «Посторонний» по повести А. Камю (2013)], Е. М. Перегудова [«Время женщин» по роману Е. С. Чижовой (2011)], К. А. Вытоптова [«Серёжа» по рассказам А. П. Чехова (2011)] и др.
«Современник» всегда отличался передовым для своего времени составом артистов. В 1969 г. в труппу вошёл В. И. Гафт, в 1970–1980-е гг. – Л. М. Ахеджакова, Т. В. Дегтярёва, М. В. Жигалов, М. М. Неёлова, Г. Л. Петрова, К. А. Райкин, В. А. Шальных, С. Л. Гармаш, О. Б. Дроздова, И. Ю. Метлицкая, Е. А. Яковлева и др.
В 1974 г., после сноса здания на площади Маяковского, театр получил помещение бывшего кинотеатра «Колизей» на Чистопрудном бульваре, 19.
В 2004 г. была открыта Другая (малая) сцена театра для экспериментальных проектов.
В конце 1990-х – 2010-х гг. в труппу были приняты артисты: В. В. Ветров, А. О. Бабенко, Д. В. Белоусова, Н. М. Ефремов, С. А. Иванова, К. А. Коршунова, И. Н. Лыков, А. С. Смольянинов (с 2023 в РФ признан иностранным агентом), И. С. Стебунов, Ч. Н. Хаматова, Ш. Н. Хаматов, А. И. Хованский, С. И. Юшкевич и др.
С января 2020 г. по июнь 2022 г. художественный руководитель – В. А. Рыжаков. Режиссёрский дебют в «Современнике» – «Собрание сочинений» Е. В. Гришковца с М. М. Неёловой в главной роли (2020); он же поставил к 65-летию театра документальный спектакль «Вечно живые. История в лицах» по пьесе М. Е. Дурненкова (2021). В сентябре 2020 г. в труппу театра после окончания Школы-студии МХАТ принят актёрский курс В. А. Рыжакова.
С июля 2022 г. театр возглавляется художественным советом в количестве 8 человек из числа актёров труппы.