Федотова Гликерия Николаевна
Федо́това Глике́рия Никола́евна (урождённая Познякова) [10(22).5.1846, Орёл – 24.2.1925, Москва], российская актриса, народная артистка Республики, Герой Труда (оба звания 1924).
Воспитывалась у помещицы Позняковой (под её фамилией играла на сцене до выхода замуж за А. Ф. Федотова в 1863). С 1856 г. училась в Московском театральном училище у В. А. Дмитревского и И. В. Самарина.
В 1862 г. дебютировала в Малом театре (Верочка – «Ребёнок» П. Д. Боборыкина), обнаружив безошибочное ощущение бытового типа. Под руководством М. С. Щепкина преодолела недостаток в игре – чрезмерную патетичность. Лучшие образы создала в произведениях А. Н. Островского (роли Снегурочки и Василисы Мелентьевой в одноимённых пьесах драматург предназначал для Федотовой). Наиболее значительная роль – Катерина («Гроза»), которую актриса играла на протяжении 35 лет. Внутреннюю силу и страстность проявила в ролях Ларисы («Бесприданница»), Кручининой («Без вины виноватые»), Параши («Горячее сердце»), в остро обличительной манере играла Лидию Чебоксарову и Чебоксарову-мать («Бешеные деньги»), Мурзавецкую («Волки и овцы»). Успех принесли также роли в пьесах У. Шекспира: Беатриче («Много шума из ничего»), Изабелла («Мера за меру»), Катарина («Укрощение строптивой»), Порция («Венецианский купец»), леди Макбет («Макбет»), мистрисс Форд («Виндзорские проказницы»), Волумния («Кориолан»). Играя в трагедии «Мария Стюарт» Ф. Шиллера королеву Елизавету, Федотова оказалась достойной партнёршей и соперницей М. Н. Ермоловой, исполнявшей в этом спектакле заглавную роль; их дуэт принадлежал к высшим достижениям Малого театра. Первой в Малом театре в 1892 г. обратилась к Г. Ибсену (Иордис – «Северные богатыри»). Среди других ролей: Дашенька («Мишура» А. А. Потехина), Амалия и Луиза («Разбойники» и «Коварство и любовь» Шиллера), Лидочка («Дело» А. В. Сухово-Кобылина), Наталья Петровна («Месяц в деревне» И. С. Тургенева), Звездинцева («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого).
В 1896 г. с собственной труппой гастролировала по России.
В Малый театр вернулась в сентябре 1897 г., перейдя на амплуа «старух». Оставила сцену в 1905 г. по болезни. В свой 50-летний сценический юбилей (1912) Федотова сыграла царицу Марфу («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Островского), продемонстрировав строгую простоту сценических красок, прежде казавшуюся ей несвойственной.