#Театральное искусство России 1990-х гг.Театральное искусство России 1990-х гг.Исследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегТеатральное искусство России 1990-х гг.Театральное искусство России 1990-х гг.Найденo 8 статейСубъекты РФ. ТеатрСубъекты РФ. Театр Москва. Театральное искусствоТеатра́льное иску́сство в Москве́. Среди ведущих театров: Малый театр, Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова, Московский академический театр имени Вл. Маяковского, Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова, Московский академический театр сатиры, Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко», Московский театр на Таганке, Российский государственный академический молодёжный театр, Государственный академический центральный театр кукол имени С. В. Образцова, Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, Государственный театр наций, Театр «Студия театрального искусства», Московский театр Юного Зрителя, Государственный академический театр имени Моссовета, Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова», Московский драматический театр на Малой Бронной, Московский театр «Современник». Театральные фестивали: Международный театральный фестиваль имени А. П. Чехова, «Золотая маска», Международный фестиваль театров кукол имени С. В. Образцова («Образцовфест», с 2001), фестиваль современного искусства «Территория» (с 2006) и др.Образовательные организации Школа-студия МХАТШко́ла-сту́дия МХАТ, высшее учебное заведение в Москве, один из ведущих театральных вузов в мире. Школа-студия основана в 1943 г. по инициативе Вл. И. Немировича-Данченко. Основа преподавания актёрского мастерства – система Станиславского. В составе школы-студии: 3 факультета, магистратура, научно-исследовательский сектор, учебный театр, библиотека.Театроведы Барбой Юрий МихайловичБарбо́й Ю́рий Миха́йлович (1938–2017), российский театровед, заслуженный деятель искусств РФ (2008), доктор искусствоведения (1989), действительный член Академии гуманитарных наук РФ (1994). В своих исследованиях по теории театра развивал традиции петербургской научно-теоретической школы в области искусствознания, эстетики и театроведения. Впервые в отечественной науке построил целостную научно-теоретическую модель театра, установил систему понятий и дефиниций, характеризующих сценическое искусство. С 2018 г. в РГИСИ ежегодно проходят научно-теоретические Барбоевские чтения. В институте учреждена Барбоевская премия для молодых учёных, образована Комиссия по изучению научного наследия Ю. М. Барбоя.Театры, антрепризы, труппы, творческие объединения Студии Московского Художественного театраСту́дии Моско́вского Худо́жественного теа́тра, созданы в разные годы при Московском Художественном театре: Первая студия МХТ, Вторая студия МХТ, Третья студия МХАТ, Четвёртая студия МХАТ.Страны мира. Театр Россия. Искусство и культура. ТеатрТеатра́льное иску́сство Росси́и, общее понятие, охватывающее направления и школы, сложившиеся в разные исторические периоды на территории России в области драматического театра, театра кукол и т. п.Страны мира. Театр Россия. Искусство и культура. Драматический театр в 20 в.Драмати́ческий теа́тр Росси́и в 20 ве́ке, период развития драматического театра в России. С основанием в 1898 г. К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко Художественно-Общедоступного театра в Москве (с 1901 Московский Художественный театр, МХТ) начался новый этап в истории русской драматической сцены. Мощно заявила о себе режиссура как новый вид театрального авторства. Среди крупнейших режиссёров: В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, А. Я. Таиров, Л. А. Сулержицкий, М. А. Чехов, Н. Н. Евреинов, Ф. Ф. Комиссаржевский, К. А. Марджанов. В период кризиса традиционных ценностей требовалось по-новому ответить на вопросы, что есть театр и что есть спектакль. Эти темы широко обсуждались, создавались манифесты и теоретические труды. После 1917 г. изменилась система управления государственными (бывшими императорскими) театрами. Утверждённый в 1919 г. декрет «Об объединении театрального дела» упорядочил структуру государственного руководства театром. Для 1920-х гг. характерна борьба театральных направлений, каждое из которых было представлено крупными художественными достижениями. Во 2-й половине 1920-х гг. началась «советизация» театров, прежде всего связанная с утверждением советской драматургии, вырабатывавшей канонические правила отражения революционного преобразования страны. В конце 1910-х – 1930-х гг. возникло много новых театров. Советская власть видела в театре инструмент просвещения, агитации и пропаганды, а смысл его деятельности – в обслуживании культурных потребностей населения, что вело к делению аудитории по общественным, возрастным, региональным, ведомственным признакам и к соответствующей специализации театральных трупп. Импульс к профессионализации и активному развитию получили национальные театры.1930-е гг. в советском искусстве протекали под знаком выработки единого метода (стиля), который получил название «социалистический реализм». Прошедшая в середине 1930-х гг. дискуссия о формализме повлекла за собой репрессии в отношении деятелей театра и целых коллективов. Авторитет МХАТа, подкреплённый популярностью системы Станиславского, согласно общей тенденции во всех областях жизни определять единственно верное учение, был возведён властью в обязательную норму; так возник феномен «мхатизации» советских театров. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. перед лицом внешней опасности изменился характер исторических спектаклей. Прошлое рассматривалось по преимуществу не как арена классовой борьбы, но как пространство единения народа под водительством «Великого государя» (так называлась пьеса В. А. Соловьёва, поставленная в 1945 в Ленинградском театре драмы имени А. С. Пушкина и Театре имени Евгения Вахтангова в Москве). 1940-е гг. закончились для театра трагически – кампанией по борьбе с космополитизмом, гибелью С. М. Михоэлса (1948), закрытием ГОСЕТа (1949) и Камерного театра (1950). Перемены середины 1950-х гг., связанные с развенчанием культа личности и освобождением общества от наиболее тяжёлых форм тоталитаризма, дали театрам новый творческий импульс, привели к формированию театрального нонконформизма в широком эстетическом диапазоне. Молодые режиссёры восприняли систему Станиславского как источник новой правды о человеке и обществе, открывший путь к театральному неореализму. Участившиеся с конца 1960-х гг. попытки власти вернуть театр в идеологически выверенное русло приводили к запрещению отдельных спектаклей ведущих режиссёров, но были бессильны изменить общий характер процесса и только подчёркивали протестный пафос театрального искусства. В 1970–1980-х гг. новый подъём переживало студийное движение. Продолжал успешно развиваться театр для детей и юношества. Многообразие и взаимообогащение сценических традиций создавали единое художественное пространство, насыщенную культурную среду, выдвигая советский многонациональный театр на одно из первых мест в мире. К концу 20 в. начался новый период в театральной жизни страны. Отмена цензуры, партийно-чиновничьего диктата и последовавшие экономические реформы качественно изменили ситуацию. Традиционный идеологический противник свободы исчез, но на смену ему пришли острая финансовая зависимость и проблема не только творческого, но и физического выживания многих трупп. Несмотря на финансовые трудности, количество театральных коллективов в России стремительно росло. Рост (прежде всего антрепризных трупп) был вызван, с одной стороны, стремлением актёров и режиссёров к расширению своего творческого диапазона, а с другой – сложной экономической ситуацией, требующей от деятелей театра большей предприимчивости. В 1993 г. в России учреждена Национальная театральная премия «Золотая маска». Культурно-социальная реальность конца века бросала новые вызовы. Вопросы 1920-х гг. «что есть театр?» и «что есть спектакль?» возвращались с новой остротой. Это вело к размыванию границ между театром и паратеатральными действами. Нового наполнения ждали взаимоотношения артиста и публики и – шире – общества. Под влиянием перформативной практики менялись представления как об «игре», так и о «зрителе». Постдраматическая проблематика превращалась из локальной в общезначимую. Новые задачи выдвинули новых режиссёров, актёров, драматургов в 21 столетии.Театры, антрепризы, труппы, творческие объединения «Ведогонь-театр»«Ведого́нь-теа́тр», государственный профессиональный драматический театр в Зеленограде (административный округ г. Москва), основан в 1999 г. Организован на базе Детской студии театрального искусства, открытой в 1985 г. режиссёром П. В. Курочкиным и актрисой Е. Е. Шкурпело. Российская национальная театральная премия «Золотая маска» (2014). Главный приз фестиваля «Золотой витязь» (2014).Фестивали «Золотая маска»«Золота́я ма́ска», российская национальная театральная премия и фестиваль. Премия учреждена в 1993 г. Союзом театральных деятелей РФ (СТД) по инициативе председателя СТД РФ М. А. Ульянова, его заместителя В. Г. Урина и драматурга В. В. Павлова как независимая профессиональная награда. Фирменный стиль и образ «Золотой маски» созданы художником О. А. Шейнцисом. Первое вручение премии прошло в 1995 г., были номинированы лишь спектакли театров Москвы. В 1996 г. «Золотая маска» получила статус национальной премии, вручаемой по итогам всероссийского фестиваля. В 21 в. это главная и самая престижная театральная премия, присуждаемая за лучшие спектакли, созданные во всех видах театрального искусства, и масштабный, самый представительный в Российской Федерации фестиваль спектаклей, выдвинутых на премию, демонстрирующий полную и достоверную картину актуального российского театрального процесса. По состоянию на 2021 г. 6 самостоятельных конкурсов включают 8 основных и 29 частных номинаций. В рамках фестиваля вручаются также специальные премии «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» и «За поддержку театрального искусства», а также специальные премии жюри. Помимо основной конкурсной программы, фестиваль включает ряд дополнительных проектов, проводимых в России и за рубежом.