Щепкин Михаил Семёнович
Ще́пкин Михаи́л Семёнович [6(17).11.1788, село Красное, Обоянский уезд, Курская губерния, ныне Яковлевский район, Белгородская область – 11(23).8.1863, Ялта; похоронен в Москве], российский актёр, создатель школы сценического реализма.
Дед В. Н. Щепкина и Н. Н. Щепкина, прадед Т. Л. Щепкиной-Куперник. Из крепостных графа Г. С. Волькенштейна. В 1822 г. на деньги, собранные по подписке среди зрителей, выкуплен из крепостной зависимости, потомственный почётный гражданин (1853). Начинал в любительских спектаклях, с 1805 г. в различных антрепризах. Преодолевая приёмы ярмарочных спектаклей, уходил от элементарного шутовства. Высшими достижениями второй половины 1810-х гг. стали роли с бытовой лирико-комедийной окраской: Чупрун и Макагоненко («Москаль-чаровник» и «Наталка Полтавка» И. П. Котляревского; пьесы написаны для Щепкина). Переломным событием было приглашение в Москву (1822; в 1823 зачислен в Московскую императорскую труппу (драма), с 1824 – Малый театр). Творческому развитию способствовало влияние группировавшихся в 1820-е гг. вокруг театра драматургов, критиков, режиссёров. Участие в водевиле «Хлопотун» А. И. Писарева, комедиях «Воспитание» Ф. Ф. Кокошкина, «Полубарские затеи» и «Чванство Транжирина» А. А. Шаховского, «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице» и «Богатонов в деревне» М. Н. Загоскина укрепило его популярность. Важнейший этап творческой эволюции – 1830-е гг., когда, опираясь на высшие достижения национальной комедиографии, актёр выработал новый принцип типизации и первым в русском театре вышел к масштабным обобщениям явлений современности. Среди лучших ролей: Фамусов («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Городничий («Ревизор» Н. В. Гоголя), Шейлок («Венецианский купец» У. Шекспира), Симон («Матрос» Т. Соважа и Ж. Делюрьё). В творчестве Щепкина сказалась нерасторжимость романтических и реалистических тенденций, свойственная русскому искусству второй четверти 19 в. В 1840-е гг. насыщенно и драматически развивался творческий союз Щепкина и Гоголя: актёр сыграл Подколёсина и Кочкарёва («Женитьба»), Утешительного («Игроки»), Бурдюкова («Тяжба»). В 1846 г. Гоголь сделал Щепкина центральным персонажем «Развязки “Ревизора”», провозглашая в ней актёра главой русского театра, возлагая на него миссию духовного вождя и проповедника. Однако Щепкин отверг изложенное в «Развязке...» толкование «Ревизора» и стремление обратить искусство в моральную проповедь. В. Г. Белинский написал для Щепкина пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», А. И. Герцен, Т. Н. Грановский и Е. Ф. Корш перевели «Новый способ платить старые долги» Ф. Мессинджера, Н. Х. Кетчер – «Генриха IV» и «Комедию ошибок» Шекспира, И. С. Тургенев создал «Нахлебника», используя в роли Кузовкина присущее искусству Щепкина соединение комического с патетическим и трагическим, и «Холостяка». Для исканий Щепкина первой половины 1850-х гг. принципиальны трагическая роль Барона («Скупой рыцарь» А. С. Пушкина) и комическая роль князя Муромского («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина). В первой из них Щепкин обнаружил мощь мрачного трагического темперамента и свободу владения стихотворной формой, во второй – умение органично соединить естественность и типичность с неподдельным комизмом. Щепкин утверждал необходимость сочетания живой правды сценического переживания и строгости мастерства. Среди лучших ролей в пьесах А. Н. Островского: Коршунов и Любим Торцов («Бедность не порок»), Большов («Свои люди – сочтёмся»). Настроения накануне крестьянской реформы 1861 г. сказались в роли Жакара («Жакар, или Жакардов станок» Л. Фурнье), в которую актёр ввёл стихотворение Ф. Фрейлиграта в переводе Ф. Б. Миллера «Труженик» («Честь мозолистым рукам, да спорится их работа!»), часто исполнявшееся им на литературных вечерах. Природу его творческой наблюдательности, сочетание остроты зрения и яркости выводов отразили неоконченные записки, начатые по настоянию Пушкина. Письма Щепкина ученикам (С. В. Шумскому и А. И. Шуберт от 27 марта 1848), раскрывавшие органическое единство элементов актёрского искусства, тщательно штудировал К. С. Станиславский в работе над созданием своей системы. Традиции сценического реализма, заложенные Щепкиным, имели большое значение для развития искусства Малого театра, за которым упрочилось наименование «Дом Щепкина». Способствовал повышению социального статуса актёров Императорских театров, что было закреплено в утверждённом императором Николаем I 15(27) января 1839 г. Положении о них (актёры Первого разряда получили право на личное и потомственное почётное гражданство).