Московский академический театр сатиры
Моско́вский академи́ческий теа́тр сати́ры, драматический театр. Открылся в 1924 г. спектаклем «Москва с точки зрения...» В. Я. Типота, Н. Р. Эрдмана и В. З. Масса – юмористическим обозрением современного быта и нравов (режиссёр Д. Г. Гутман, возглавлявший театр в 1924–1926). Зрелища подобного типа, близкие эстраде, занимали важное место в репертуаре коллектива в 1920-х – начале 1930-х гг.
Здание театра
С 1924 г. занимал подвальное помещение дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке (1912–1913, архитектор Э. Р. Нирнзее; ныне вмещает учебный театр Государственного института театрального искусства).
В 1927 г. вторая сцена театра открылась в здании на Старой Триумфальной площади, с 1930 г. в нём располагалась основная сцена [ныне Триумфальная площадь; здание снесено в конце 1930-х гг. при строительстве административного и гостиничного комплекса Главного управления лагерей (впоследствии гостиница «Пекин»), 1939–1956, архитектор Д. Н. Чечулин].
В 1950–1962 гг. переехал в здание на улице Малая Бронная (1893, архитектор Н. И. Поздеев, проект доработан архитекторами И. Л. Машковым и Н. Д. Струковым; ныне Театр на Малой Бронной). В 1962–1965 гг. театр размещался в здании гостиницы «Советская» на Ленинградском проспекте (бывшее здание ресторана «Яр», 1909–1910, архитектор А. Э. Эрихсон; перестройка в русле советского неоклассицизма, 1939, архитекторы П. Н. Рагулин, Н. И. Механиков; перестройка, 1948–1951, архитекторы П. П. Штеллер, И. И. Ловейко, В. В. Лебедев; ныне вмещает театр «Ромэн»).
С 1965 г. занимает здание бывшего цирка Никитиных (1910–1911, архитекторы Б. М. Нилус, А. М. Гуржиенко; реконструкция 1964–1965, архитекторы В. В. Степанов, И. Доронин, Р. В. Матюшин и др.) по адресу: Триумфальная площадь (в 1935–1992 площадь Маяковского), дом 2.
История театра
В 1933–1941 и 1943–1948 гг. театром руководил Н. М. Горчаков.
С начала 1930-х гг. основой репертуара стала бытовая комедия; значительные спектакли 1930–1940-х гг. отличали точные наблюдения, отклики на злобу дня: «Чужой ребёнок» (1933, режиссёры Горчаков, Р. Г. Корф), «Простая девушка» (1937, режиссёр В. Я. Станицын) и «Страшный суд» (1940, режиссёр Горчаков) В. В. Шкваркина, «Мелкие козыри» В. Е. Ардова (1937, режиссёры М. М. Яншин, Ф. А. Димант), «Факир на час» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского (1945), «День отдыха» В. П. Катаева (1946; оба – режиссёр Горчаков). Ставилась также классическая драматургия: «Господин де Пурсоньяк» Мольера (1938, режиссёр Горчаков), «Слуга двух господ» К. Гольдони (1939, режиссёр А. М. Лобанов), «Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва (1945, режиссёр А. А. Гончаров), «Комедия ошибок» У. Шекспира (1949, режиссёр Э. Б. Краснянский).
В 1948–1953 гг. коллектив возглавлял Н. В. Петров. В 1950 г. вышел спектакль «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова, имевший большой зрительский успех (режиссёр Б. И. Равенских; в 1953 по пьесе снят фильм-спектакль, режиссёры Т. Н. Лукашевич и Равенских).
В 1953–1956 гг. театром руководил П. П. Васильев. Этот период отмечен этапными спектаклями по пьесам В. В. Маяковского «Баня» (1953, постановка Петрова, В. Н. Плучека и С. И. Юткевича; 2-я редакция – 1967) и «Клоп» (1955, постановка Плучека и Юткевича; 2-я редакция – 1974).
В 1957–2000 гг. театр возглавлял Плучек (во время его руководства, в 1985, театр стал академическим). Его спектакли «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета (1957) и «Тёркин на том свете» по поэме А. Т. Твардовского (1966), а также «Доходное место» Островского (1967, режиссёр М. А. Захаров) стали крупными событиями художественной и общественной жизни, определили публицистическую направленность, зрелищность спектаклей (все постановки были запрещены).
Другие заметные постановки Плучека: «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М. Фриша (1966), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.-О. де Бомарше (1969), «У времени в плену» – фантазия А. П. Штейна на темы В. В. Вишневского (1970), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1972, в 1982 по этой постановке снят фильм-спектакль; 1998), «Пена» С. В. Михалкова (1975), «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1976), «Бег» М. А. Булгакова (1977), «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта, К. Вайля (1980, совместно с режиссёром А. А. Левинским; 1996), «Самоубийца» Эрдмана (1982; спектакль запрещён, восстановлен в 1986), «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (1983), «Идеальный муж» О. Уайльда (1991), «Горячее сердце» Островского (1992), «Укрощение строптивой» Шекспира (1994).
Начиная с 1960-х гг. уровень сценической культуры театра в значительной мере определялся работами В. Я. Левенталя, оформившего большинство программных спектаклей.
С конца 1960-х гг. заведующий музыкальной частью и главный дирижёр – композитор А. Л. Кремер.
Кредо театра – соединение жизненной достоверности с острыми постановочными приёмами, музыкальность, подчёркнутая, часто гротескная выразительность пластики: «Проснись и пой» М. Дьярфаша (1970, режиссёры Захаров и А. А. Ширвиндт), «Маленькие комедии большого дома» А. М. Арканова и Г. И. Горина (1973, руководитель постановки Плучек, режиссёры А. А. Миронов, Ширвиндт), «Её превосходительство» С. И. Алёшина (1979, руководитель постановки Плучек, режиссёр Ширвиндт), «Концерт для театра с оркестром» Горина и Ширвиндта (1982, режиссёр Ширвиндт), «Прощай, конферансье!» Горина (1984, режиссёр Миронов).
В театре работали режиссёры: М. И. Микаэлян («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» по повести А. Линдгрен, 1968), Е. Б. Каменькович («Восемнадцатый верблюд» Алёшина, 1983), Б. А. Львов-Анохин («Воительница» по повести Н. С. Лескова, совместно с В. Е. Фёдоровым, 1988), А. А. Житинкин («Поле битвы после победы принадлежит мародёрам» Э. С. Радзинского), М. Г. Зонненштраль («Как пришить старушку» по пьесе «Дорогая Памела, или Ах, как бы нам пришить старушку» Дж. Патрика; оба – 1995), А. М. Вилькин («Священные чудовища» Ж. Кокто, 1996), С. Н. Арцибашев [«Счастливцев – Несчастливцев» Горина, 1997; «Последний клоун» («Чествование») Б. Слэйда, 2012], Б. А. Морозов («Таланты и поклонники» Островского, 2002), Р. Г. Виктюк («Реквием по Радамесу» А. Николаи, 2012), М. Д. Мокеев («Неаполь – город миллионеров» Э. Де Филиппо, 2000; «Невольницы» Островского, 2022) и др.
За время своего существования театр обращался к философской трагической сатире, создавал спектакли, вбирающие в себя самые разнообразные жанровые элементы – от трагедии до фарса.
Спектакли конца 1990-х – 2020-х гг.: «Секретарши» Ю. Б. Васильева (1999, режиссёр Васильев), «Женщины без границ» Ю. М. Полякова (2007, режиссёр Ширвиндт), театральное обозрение «Триумф на Триумфальной» С. Б. Коковкина, С. Ю. Плотова, Ширвиндта, А. В. Семёнова (режиссёр Васильев, руководитель постановки Ширвиндт) и «Мольер ("Кабала святош")» Булгакова (режиссёр Ю. И. Ерёмин; оба – 2009), «Дороги, которые нас выбирают», мюзикл по мотивам рассказов О. Генри, музыка Семёнова, стихи В. М. Старчевского (2011, режиссёр и балетмейстер В. В. Архипов, руководитель постановки Ширвиндт), «Ночь ошибок» О. Голдсмита (2015, режиссёр П. Е. Любимцев), «Муж и жена снимут комнату» М. М. Рощина (режиссёр А. В. Зенин), «Трамвай "Желание"» Т. Уильямса (режиссёр С. А. Виноградов; оба – 2016), «Горгоны» Д. Нигро (2018, режиссёр Н. В. Фекленко), «Платонов» по пьесе «Безотцовщина (Платонов)» Чехова (режиссёр П. В. Сафонов), «Танго на миллион» Э. Элиса и Р. Рииса (режиссёр Э. Е. Двинских; оба – 2019), «Лес» Островского (2020, режиссёр А. Ю. Яковлев), «Балалайкин и К°» С. В. Михалкова по роману «Современная идиллия» М. Е. Салтыкова-Щедрина (2021), «Дядя Жорж» по пьесам «Леший» и «Дядя Ваня» Чехова (2022) и «Иван Васильевич» Булгакова (2023; все – режиссёр С. И. Газаров), «Арбенин. Маскарад без слов», пластический спектакль по пьесам «Маскарад» и «Арбенин» М. Ю. Лермонтова (2022, режиссёр и хореограф С. Ю. Землянский).
В 2000–2021 гг. художественный руководитель А. А. Ширвиндт (с 2021 президент театра).
В 2021 г. к Московскому академическому театру сатиры присоединён театр «Прогресс-сцена» А. Джигарханяна (ныне «Прогресс-сцена» А. Джигарханяна Театра сатиры).
С 2021 г. художественный руководитель – С. И. Газаров.
Актёры (в разные годы): М. В. Аверин, Ю. М. Авшаров, А. Р. Анкудинов, О. А. Аросева, Н. Н. Архипова, В. А. Байков, А. В. Барило, В. К. Васильева, Т. Г. Васильева, Е. Я. Весник, А. М. Воеводин, З. М. Высоковский, Л. И. Гаврилова, В. Б. Гаркалин, Е. В. Графкин, В. Ю. Гурьев, М. М. Державин, Ф. В. Добронравов, Т. Н. Егорова, Н. А. Защипина, З. Н. Зелинская, А. В. Зенин, М. П. Ильина, К. В. Карасик, Н. Ю. Каратаева, Н. С. Карпунина, О. А. Кассин, А. В. Кирсанова, В. Г. Козел, А. А. Колган, Н. Г. Корниенко, О. В. Кузина, Ф. Н. Лавров, И. В. Лагутин, Т. Е. Лебедькова, В. А. Лепко, И. А. Любезнов, З. Г. Матросова, Г. П. Менглет, С. В. Мишулин, А. А. Мохов, Т. Г. Мурина, Ю. Б. Нифонтов, А. Д. Папанов, Т. И. Пельтцер, Б. В. Рунге, В. И. Рухманов, С. Л. Рябова, Н. И. Селезнёва, Ю. А. Соковнин, Л. П. Сухаревская, Б. М. Тенин, Р. Д. Ткачук, В. Г. Токарская, Г. Б. Тусузов, В. П. Ушаков, Н. В. Фекленко, Л. Т. Фруктина, В. А. Харыбина, В. Я. Хенкин, С. Ю. Чурбаков, В. Д. Шарыкина, Р. В. Этуш, А. Ю. Яковлева и др.