Российский академический молодёжный театр
Росси́йский академи́ческий молодёжный теа́тр (РАМТ), российский драматический театр. Основан в 1921 г. как Московский театр для детей под руководством Н. И. Сац. С 1936 г. Центральный детский театр (ЦДТ), с 1987 г. академический, с 1992 г. современное название.
Сцена театра – объект культурного наследия федерального значения, часть фойе и дирекция – объект культурного наследия регионального значения «Торговые ряды», ещё одна часть здания (корпус по улице Большая Дмитровка) – объект культурного наследия регионального значения «Доходный дом» (все составляющие – здание театра по адресу Театральная площадь, дом 2).
В основе современного здания театра – доходный дом с лавками генерал-майора К. М. Полторацкого, возведённый в 1821–1823 гг. как часть ампирного ансамбля Театральной площади (архитектор О. И. Бове). В конце 1830-х гг. собственником владения стал купец 1-й гильдии П. А. Бронников, в 1840 г. в здании открылся «актёрский» трактир Барсова. Бельэтаж здания с 1869 г. до начала 1880-х гг. сдавался «Артистическому кружку». В 1881–1883 гг. здание театра перестроено по проекту Б. Фрейденберга в духе классицизирующей эклектики, в 1886 г. в нём открылся театр, впоследствии названный «Шелапутинским», по имени одного из владельцев участка – промышленника П. Г. Шелапутина. В 1882–1883 гг. на соседнем участке владения было сооружено здание Нового драматического театра М. В. Лентовского. В 1898 г. здание Шелапутинского театра арендовано для Императорского нового театра. В начале 1910-х гг. его сцену делили труппа Театра Незлобина и Первая студия МХТ (в 1924–1936 МХАТ Второй). Восстановлен после пожара 1917 г. В 1934–1936 гг. проведён капитальный ремонт (архитекторы В. С. Биркенберг, Г. П. Гольц; художники П. В. Вильямс, В. Ф. Рындин). После пожара 1938 г. велась реконструкция интерьеров (1939–1940, архитектор М. А. Николаева). В том же году, при строительстве северного вестибюля станции Московского метрополитена «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»), произведено переустройство торцевой части здания (архитектор Д. Н. Чечулин).
Руководство постановками ЦДТ в 1-й половине 20 в. осуществляли: Сац (1921–1937; при её содействии для создания детских спектаклей были привлечены лучшие художественные силы – Д. Б. Кабалевский, М. Р. Раухвергер, Рындин, Ю. А. Шапорин, Е. Л. Шварц и др.); режиссёр В. Ф. Дудин (1937–1943; большое значение уделял профессиональному росту актёров). Становлению коллектива способствовала деятельность В. С. Колесаева (главный режиссёр в 1943–1955) – активного строителя театра для детей, чьи работы отличались выразительными массовыми сценами, точными психологическими портретами юных героев. Актёр, режиссёр и педагог Л. А. Волков (художественный руководитель в 1943–1948) работал строго по системе Станиславского, сочетая новаторские принципы в подготовке актёра с классическими установками реформатора сцены. О. И. Пыжова (художественный руководитель в 1948–1950), соратница Волкова по МХАТу Второму, сохраняя традиции Московского театра для детей (в том числе педагогическую составляющую), создавала эмоционально окрашенные, психологически точные, зрелищные спектакли. В репертуар входили произведения различных жанров – от сказки и водевиля до романтической драмы и трагедии: «Золотой ключик» А. Н. Толстого (1936), «Сказки» по С. Я. Маршаку (1941), «Город мастеров» Т. Г. Габбе (1944; Сталинская премия 2-й степени за 1943–1944, вручена в 1946), «Сын полка» по одноимённой повести В. П. Катаева (1945), «Весёлое сновидение» Михалкова (1946), «Снежная королева» Шварца по мотивам сказки Х. К. Андерсена (1944, 1948), «Я хочу домой» С. В. Михалкова (1949; Сталинская премия 3-й степени за 1949, вручена в 1950).
В 1946–1974 гг. директором ЦДТ был К. Я. Шах-Азизов (в 1960–1966 художественный руководитель). Театр начал активно привлекать новых драматургов и молодых режиссёров: Г. А. Товстоногова («Где-то в Сибири» И. И. Ирошниковой, 1949), П. Н. Фоменко («Король Матиуш Первый» по повести Януша Корчака, 1965), Л. С. Танюка («Сказки Пушкина»,1966).
Особое значение имела режиссёрская деятельность М. О. Кнебель (в театре с 1950; главный режиссёр в 1955–1960 и в 1966–1968), поднявшая репертуарный, постановочный и исполнительский уровень театра. Среди поставленных Кнебель спектаклей: «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1951), «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Конёк-Горбунок» по П. П. Ершову (совместно с А. А. Некрасовой; оба – 1952), «Мы втроём поехали на целину» Н. Ф. Погодина (совместно с А. В. Эфросом, 1955).
Обновление афиши театра связано с появлением постановок по пьесам В. С. Розова «Её друзья» (1949), «Страница жизни» (1953). С середины 1950-х гг. ЦДТ – один из наиболее популярных московских театров. В спектаклях Эфроса по пьесам Розова («В добрый час!», 1954; «В поисках радости», 1957; «Неравный бой», 1960; «Перед ужином», 1962) и других авторов («Друг мой, Колька!» А. Г. Хмелика, 1959) вырисовывался портрет нового героя (позднее появилось выражение «розовские мальчики») – пылкого, бескомпромиссного, но и в чём-то наивного, только начинающего жить молодого человека. Рядом со зрелыми мастерами В. А. Сперантовой и Л. С. Чернышёвой в театре работали представители нового поколения актёров: М. Т. Андросов, И. Д. Воронов, А. И. Дмитриева, А. В. Елисеева, О. Н. Ефремов, В. Я. Заливин, Г. А. Иванова, М. Г. Куприянова, Г. Г. Новожилова, Е. В. Перов, Г. М. Печников и др.
Среди спектаклей 1960–1970-х гг.: «Рамаяна» Н. Р. Гусевой по древнеиндийскому эпосу (1960; гастрольный вариант – 1974), «Девочка и апрель» Т. Г. Ян (1969), «Московские каникулы» А. В. Кузнецова (1970), «Сказка о четырёх близнецах» П. Панчева (1972), «Шутники» А. Н. Островского (1973), «Враги» М. Горького (1975).
С 1945 г. до середины 1980-х гг. при ЦДТ работала студия (позднее отделение Детского театра в ГИТИСе; с 1957 художественный руководитель Некрасова), выпускники которой пополняли труппу.
Творческая жизнь театра приобрела новое направление с приходом А. В. Бородина (с 1980 главный режиссёр, с 1989 художественный руководитель), чья деятельность по обновлению репертуара совпала с кардинальными изменениями в стране (время перестройки). Соратники Бородина – Е. М. Долгина (с 1980 помощник главного режиссёра, затем помощник художественного руководителя по творческим вопросам) и С. Б. Бенедиктов (в 1985–2022 гг. главный художник).
В середине 1980-х – начале 1990-х гг. удачей стали постановки: «Бедность не порок» Островского (1983; этим спектаклем открылась малая сцена), «Отверженные. Господин Мадлен» и «Отверженные. Баррикады» Н. И. Воронова по роману В. Гюго (обе – 1983; Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского, 1985), «Король Лир» У. Шекспира (1992).
Среди спектаклей конца 1970-х – 2020-х гг.: «Разговоры в учительской, слышанные Толей Апраксиным лично» Р. Э. Каца (1979), «Антон и другие» А. Н. Казанцева (1982), «Новые страдания юного В.» У. Пленцдорфа (1984), «Ловушка № 46, рост второй» Ю. П. Щекочихина (1985), «Сон с продолжением» Михалкова (1986), «Крестики-нолики» А. М. Червинского (1987), «Приключения Тома Сойера» Т. Мейсона по одноимённому роману Марка Твена (1989), «Наш городок» Т. Уайлдера и «Береника» Ж. Расина (1993), «Капитанская дочка» по одноимённой повести А. С. Пушкина, «Большие надежды» по одноимённому роману Ч. Диккенса (оба – 1994), «Одна ночь» Шварца, «Поллианна» Э. Портер (оба – 1995), «Принцесса Грёза» Э. Ростана (1996), «Зелёная птичка» К. Гоцци, «Модная лавка» И. А. Крылова, «Победа над солнцем» А. Е. Кручёных (все – 1997), «Марсианские хроники» по Р. Брэдбери, «Шаман и снегурочка» по мотивам пьесы «Снегурочка» Островского, драматической сказки «Снежимочка» В. Хлебникова и русским обрядовым песням (оба – 1999), «Дневник Анны Франк» Ф. Гудрича и А. Хаккета (2000), «Эраст Фандорин» по 1-й книге детективной серии Бориса Акунина [признан в России иноагентом (2002, новая версия – 2017)], «Таня. Первый вариант» по пьесе «Таня» А. Н. Арбузова (2003), «Берег утопии» Т. Стоппарда (2007), «Алые паруса» А. А. Усачёва и М. М. Бартенева по повести А. С. Грина (2010; музыка М. И. Дунаевского), «Будденброки» по одноимённому роману Т. Манна (2011), «Цветы для Элджернона» Е. Исаевой (Е. В. Жилейкиной) и Ю. В. Грымова по одноимённому роману Д. Киза (2013), «Нюрнберг» Э. Манна (2014), «Женщины Лазаря» по одноимённому роману М. Л. Степновой, «Леопольдштадт» Стоппарда (оба – 2023).
В 2018–2022 гг. главный режиссёр Г. М. Перегудов.
В этот период вышли постановки: «Оборванец» М. Ю. Угарова, «Зобеида» Гоцци (оба – 2019), «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Сын» Ф. Зеллера (оба – 2020), «Дни Савелия» по роману Г. М. Служителя, «Василисса» М. Малухиной, «Горе от ума» Грибоедова (все – 2021), «Волна» Т. Штрассера по рассказу Р. Джонса, «Остров сокровищ» по одноимённому роману Р. Л. Стивенсона, «Душа моя Павел» по одноимённому роману А. Н. Варламова (все – 2022).
С 2023 г. главный режиссёр М. С. Брусникина.
В 2023 г. М. С. Брусникина выпустила документальный спектакль «Здесь дом стоял» А. В. Стадникова (создан на основе воспоминаний актёров старшего поколения РАМТ).
В труппе театра в разные годы работали актёры: Т. В. Аксюта, В. А. Александров, Н. С. Антонова, А. Ю. Бажин, Д. С. Баландин, Ю. С. Балмусов, А. А. Блохин, А. С. Бордуков, И. А. Бордукова, В. П. Василенко, А. А. Весёлкин, Т. Э. Весёлкина, П. М. Виторган, Е. А. Галибина, Л. В. Гнилова, Л. И. Гребенщикова, Ю. Г. Григорьев, Е. В. Дворжецкий, Н. И. Дворжецкая, А. Э. Девятьяров, А. В. Доронин, М. В. Жигалов, И. В. Жорж, Ю. А. Захаренков, О. В. Зима, В. Н. Зотова, И. А. Ильин, И. А. Исаев, Р. Искандер, С. В. Кабешев, Н. С. Карпушина, М. С. Кисляров, А. Д. Комиссаров, К. П. Коренева, П. А. Красилов, Т. Г. Курьянова, П. С. Лашкевич, Ю. В. Лученко, Т. В. Матюхова, А. В. Минаев, Д. И. Морозова, И. В. Муравьёва, Т. Д. Надеждина, И. Я. Низина, В. И. Николаев, Ю. Б. Нифонтов, С. В. Печёнкин, Н. Н. Платонова, М. С. Полицеймако, Е. М. Пресникова, Е. Н. Редько, А. А. Розин, А. М. Розовская, М. А. Рыщенкова, Н. Н. Рязанова, А. П. Савватимов, Д. Б. Семёнова, С. В. Серов, А. И. Соловьёв, Г. Д. Степанова, И. В. Таранник, А. Г. Тараторкина, Н. В. Уварова, У. А. Урванцева, А. С. Устюгов, Н. А. Ферапонтов, А. И. Фомин, С. Е. Харлап, М. И. Холодов, А. Я. Хотченков, В. А. Цымбал, Н. А. Чернявская, Т. Ю. Шатилова, Т. С. Шихова (Кислярова), Д. Э. Шведов и др.