Пушкинский театр
Пу́шкинский теа́тр (Театр близ памятника Пушкину; Драматический театр А. А. Бренко в доме Малкиеля; Драматический театр А. А. Бренко), один из первых частных театров в Москве.
Основан актрисой Малого театра А. А. Бренко в 1880 г. в обход монополии Императорских театров. В 1879 г. Бренко, выхлопотав разрешение на публичное чтение сцен из пьес в гримах и костюмах, полулегально приступила к организации театра. Она вложила в предприятие, строившееся по принципам актёрского товарищества, более 150 тыс. руб. из собственных средств.
С начала 1880 г. арендовался Солодовниковский театр (пассаж Солодовникова) на улице Петровка, с 9(21) сентября 1880 г. спектакли шли также в приспособленном архитектором М. Н. Чичаговым под театр доме С. М. Малкиеля на улице Тверская, близ памятника А. С. Пушкину. Представления давали и на других площадках.
Собрав крупнейших актёров (П. А. Стрепетова, В. Н. Андреев-Бурлак, М. И. Писарев, В. П. Далматов, А. Я. Глама-Мещерская, М. Т. Иванов-Козельский, А. И. Южин и др.) и ориентируясь на серьёзный современный и классический репертуар, Пушкинский театр продемонстрировал художественные и организационные принципы, во имя которых театральная общественность 1870-х гг. вела борьбу с порядками, установленными в казённых театрах. Спектакли Пушкинского театра, подготовкой которых руководили Андреев-Бурлак, Писарев, Бренко, а с весны 1881 г. – А. Ф. Федотов, позволили критике заговорить о том, что новая труппа удачно соперничает с Императорскими театрами. Сотрудник театрального отдела газеты «Русский курьер» Вл. И. Немирович-Данченко писал: «Новый театр обещает быть по своему "тону" лучшим частным театром России. Труппа подобрана если не из всех "сливок" провинции, то, во всяком случае, настоящая труппа, хорошая, полная» (Стрельцова. 2009. С. 196). Вскоре он же утверждал: «Здесь прекрасный репертуар, и если бы был лучше обставлен, он мог бы подорвать интерес и к Малому театру» (Стрельцова. 2009. С. 196–197).
В Пушкинском театре старались не повторять репертуар казённых сцен, обращаясь в том числе и к пьесам, по тем или иным причинам не допускавшимся к показу в этих театрах. Так, при участии А. Н. Островского в 1881 г. здесь впервые без цензурных искажений поставили его пьесу «Свои люди – сочтёмся». В том же году театр впервые представил запрещённую до тех пор трагедию А. К. Толстого «Царь Борис». Основу репертуара составляли также произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, Д. И. Фонвизина, Ф. М. Достоевского, И. В. Шпажинского.
Обратившись с прошением к императору, А. А. Бренко добилась легализации своего частного театра и тем самым способствовала приближению отмены театральной монополии. Однако Пушкинский театр работал всего два сезона. Из-за финансовых затруднений ликвидирован в феврале 1882 г. Тогда же на его базе создан Русский драматический театр (Театр Корша).