Фадеев Александр Александрович
Фаде́ев Алекса́ндр Алекса́ндрович [11(24).12.1901, село Кимра Корчевского уезда Тверской губернии, ныне г. Кимры Тверской области – 13.5.1956, Переделкино, ныне в составе Москвы], русский писатель и общественный деятель.
Отец – Александр Иванович Фадеев (1862–1916), фельдшер, учитель, участник революционного движения, в 1870–1880-х гг. член «Народной воли». Мать – Антонина Владимировна, урождённая Кунц (1873–1954), дочь служившего в Астрахани мелкого чиновника из обрусевших немцев, фельдшер. Отчим – Глеб Владиславович Свитыч (Иллич-Свитыч, Свитич, 1885–1917), фельдшер, участник революционного движения, дядя В. М. Иллич-Свитыча; в 1914 г. призван в действующую армию, умер на фронте от тифа.
В 1908 г. семья переехала в Приморскую область (жили в селе Саровка, селе Чугуевка, Владивостоке; ныне Приморский край). В 1910–1919 гг. учился во Владивостокском коммерческом училище (не окончил). С 1918 г. работал в большевистском подполье Владивостока, в том же году вступил в Российскую коммунистическую партию большевиков [РКП(б)]. В годы Гражданской войны 1917–1922 гг. участник партизанского движения, в рядах Красной Армии прошёл путь от рядового до комиссара бригады. Партийный псевдоним тех лет – Булыга. Дважды ранен: первый раз 5 апреля 1920 г., при обстреле Спасска-Дальнего японскими войсками. Второе ранение получил на льду Финского залива при подавлении Кронштадтского восстания 1921 г., куда направился после участия в X съезде РКП(б) в Москве в марте 1921 г. После лечения уволен с военной службы.
В 1921–1924 гг. учился в Московской горной академии на геологоразведочном факультете (не окончил), совмещая учёбу с работой в партии. В 1924–1926 гг. занимался партийной и литературной деятельностью в Краснодаре и Ростове-на-Дону: вступил в Ростовскую ассоциацию пролетарских писателей, организовал работу журнала «Лава» (впоследствии носил названия «На подъёме», «Дон»). В те же годы опубликовал первый рассказ «Против течения» (в журнале «Молодая гвардия», декабрь 1923) и повесть «Разлив» (май 1924).
В 1924–1926 гг. работал над романом «Разгром» (1927), посвящённым Гражданской войне на Дальнем Востоке и принёсшим Фадееву литературное признание. В центре повествования – небольшой партизанский отряд, бойцы которого после долгих спокойных дней рискуют попасть в окружение. Эпоха войны представлена реалистически и крупным планом – в галерее разных народных типов и характеров (командир отряда Левинсон, рядовые бойцы Метелица, Морозка, Мечик и др.); многие герои имеют реальных прототипов.
Произведение положительно оценили как «попутчики», в частности А. К. Воронский, который отметил у А. А. Фадеева «толстовский подход к человеку, к психологии» (Воронский А. К. Старое и новое // Прожектор. 1927. № 7. С. 20), так и пролетарские критики: «[Фадеев] стоит на правильном пути к показу живого человека современности» [Зонин А. Пролетарский реализм («Разгром» А. Фадеева) // На литературном посту. 1927. № 7. С. 23]. При этом нередко обращалось внимание на «старомодность» языка и манеры повествования. В литературоведении «Разгром» считается самым значительным произведением Фадеева. По роману снят фильм «Юность наших отцов» (1958, режиссёры М. Н. Калик и Б. В. Рыцарев).
В конце 1926 г. переехал в Москву, где стал членом бюро правления Всероссийской ассоциации пролетарских писателей. Активно участвовал в общественно-литературной жизни: один из организаторов и руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП, 1928–1932); входил в редколлегии журналов «Октябрь» (1927–1930), «На литературном посту» (1928–1932) и других, выступал с докладами на писательских съездах и пленумах.
С 1926 г. работал над романом «Последний из удэге», посвящённым Гражданской войне в Приморском крае. Название отсылает к роману Дж. Ф. Купера «Последний из могикан» (1826). Удэге (удэгейцы) – малочисленная народность, судьба которой в пореволюционные годы по первоначальному замыслу писателя должна была стать ключевой в произведении. Однако в ходе написания сюжетная канва и система персонажей романа изменились и значительно расширились, включив в себя широкую панораму образов из представителей Красного и Белого движений, иностранных интервентов, рабочих, крестьян и др. Произведение часто называли романом-эпопеей, по аналогии с романами «Война и мир» (1865–1869) Л. Н. Толстого и «Тихий Дон» (1928–1940) М. А. Шолохова. Публиковал главы романа с 1929 г. в периодике, позднее – отдельными книгами (1930–1940). В течение более чем 30 лет работа над произведением останавливалась и возобновлялась, не в последнюю очередь из-за большой общественно-литературной нагрузки писателя, но так и не была завершена.
После ликвидации РАПП в 1932 г. Фадеев принял участие в работе оргкомитета Союза писателей СССР (СП СССР); на I Всесоюзном съезде советских писателей (17 августа – 1 сентября 1934) избран членом правления и президиума СП СССР. Возглавлял Союз писателей в 1939–1944 и 1946–1953 гг. Член Центрального комитета КПСС (1939–1956). Депутат Верховного совета СССР 2–4-го созывов (1946–1956) и Верховного совета РСФСР 3-го созыва (1950–1954).
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. корреспондент газеты «Правда» и Совинформбюро. В 1944 г. опубликовал книгу очерков «Ленинград в дни блокады». В последние годы войны писал роман «Молодая гвардия» (1946; Сталинская премия 1-й степени за 1945, присуждена в 1946) об истории борьбы и трагической гибели Краснодонской подпольной организации комсомольцев, которая действовала на территории, оккупированной войсками Третьего рейха. Герои произведения – члены Молодой гвардии (Кошевой, Громова, Шевцова и др.) – ведут партизанскую борьбу, устраивая диверсии. Один из попавшихся немцам членов организации под пытками выдаёт остальных. Молодогвардейцев арестовывают, жестоко пытают и казнят. Роман имел большой успех у читателей и критики; одно из самых издаваемых произведений для юношества в СССР, входил в школьную программу по литературе.
Фадеев стремился к документальной точности, был на местах событий и общался с очевидцами, однако многие факты на момент работы над романом ещё не были известны, некоторые считавшиеся достоверными сведения оказались впоследствии ложными. Это касалось в том числе фамилий виновников разгрома подпольной организации и казни её участников. Публикация романа негативно отразилась на судьбе некоторых оставшихся в живых молодогвардейцев и их родственников.
Вероятно, в связи с предстоящим выходом фильма С. А. Герасимова «Молодая гвардия» (1948) и его просмотрами руководством страны роман подвергся критике в редакционной статье газеты «Правда» от 3 декабря 1947 г.: «…Из романа выпало самое главное, что характеризует жизнь, рост, работу комсомола, – это руководящая, воспитательная роль партии, партийной организации» [Правда. 1947. 3 декабря (№ 322). С. 2]. Фадеев перерабатывал «Молодую гвардию» в течение 1948–1951 гг. Помимо изменений, связанных с усилением линии партийного руководства молодогвардейцами, писатель внёс исправления по материалам новых документов и фактов, ставших известными после 1-го издания романа.
Последние годы жизни работал над производственным романом «Чёрная металлургия», оставшимся незавершённым.
Широкую известность получило участие А. А. Фадеева в литературно-политических кампаниях 1930–1950-х гг.: жестокая критика произведений А. П. Платонова «Усомнившийся Макар» (1929), «Впрок» (1931), «Семья Иванова» (1947); критика поэзии Б. Л. Пастернака и уничтожение тиража его «Избранных произведений» (1946–1948); борьба с космополитизмом (1947–1949); составление совместно с А. А. Сурковым и К. М. Симоновым письма в ЦК КПСС «О мерах секретариата Союза писателей по освобождению писательской организации от балласта» (1953) и др.
Вместе с тем сохранились многочисленные свидетельства современников о помощи Фадеева, в том числе материальной, опальным писателям. Заступался в конце 1930-х гг. за Ю. Н. Либединского, М. Е. Кольцова; ходатайствовал о материальной помощи и улучшении жилищных условий А. А. Ахматовой, пытался вызволить из заключения её сына Л. Н. Гумилёва, восстановил её в Союзе писателей (1951); материально помогал М. А. Булгакову и А. П. Платонову в последние годы их жизни; защищал В. А. Каверина, Э. Г. Казакевича, В. С. Гроссмана, Ю. Г. Оксмана и др.; содействовал Б. Л. Пастернаку в издании его переводов У. Шекспира. Задолго до XX съезда КПСС (1956), на котором официально разоблачался культ личности И. В. Сталина, Фадеев начал ходатайствовать о пересмотре дел многих репрессированных. Антал Гидаш, освобождению которого из заключения (1944) также способствовал Фадеев, писал о нём: «Нет, нелегко было Фадееву, как он осторожно выражался, в "суровые времена". Я уверен, что, будь кто-нибудь другой на его месте, "суровое время" унесло бы ещё гораздо больше писателей. Толчки землетрясений – я выступаю тут как свидетель – Фадеев смягчал как мог, во всяком случае не раз пытался смягчить. Часто не удавалось ему защитить людей, которых он, бесспорно, хотел защитить» (Фадеев : воспоминания современников. 1965. С. 546).
Награждён орденом Красного Знамени (1922), дважды – орденом Ленина (1939, 1951).
Вскоре после XX съезда КПСС писатель застрелился на своей даче в Переделкино. Его самоубийство имело широкий общественный резонанс. Предсмертное письмо, оставленное Фадеевым, содержало резкую критику политики партии в области литературы: «Не вижу возможности дальше жить, т. к. искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии, и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы… физически истреблены или погибли, благодаря преступному попустительству власть имущих… Литература – это святая святых – отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа… Тот путь, которым собираются "исправить" положение, вызывает возмущение… и выводы, глубоко антиленинские, ибо исходят из бюрократических привычек, сопровождаются угрозой всё той же "дубинкой"» (РГАНИ. Ф. 3. Оп. 34. Ед. хр. 280. Л. 32–33).
Содержание письма вызвало гнев партийного руководства и лично Н. С. Хрущёва и, предположительно, послужило причиной публикации рядом с некрологом официального медицинского заключения, в котором самоубийство объяснялось депрессией на фоне многолетнего алкоголизма (Литературная газета. 1956. № 57. 15 мая. С. 3). Текст письма долгие годы оставался засекреченным, первая публикация состоялась в сентябре 1990 г.
В 1950–1980-х гг. личность и творчество Фадеева в официальной печати и литературоведении оценивались положительно. Во время перестройки и в 1990-х гг. в отношении писателя преобладала разоблачительная риторика. В 2000–2020-х гг. появлялись более взвешенные и документированные высказывания и исследования.
Фадеев – классик советской литературы. «Разгром» и «Молодая гвардия» поныне остаются востребованными читателями, новые тиражи романов печатаются почти ежегодно.