Марджанишвили Константин Александрович
Марджанишви́ли Константи́н Алекса́ндрович (კონსტანტინე ალექსანდრეს ძე მარჯანიშვილი; Котэ Марджанов, კოტე მარჟანოვი) [28.5(9.6).1872, село Кварели, Телавский уезд, Тифлисская губерния, Российская империя, ныне город Кварельского муниципалитета края Кахети, Грузия – 17.4.1933, Москва], грузинский режиссёр, народный артист Грузинской ССР (1931).
На профессиональной сцене с 1893 г. Выступал в театрах Кутаиси и Тифлиса (ныне Тбилиси) в разноплановых ролях национального и мирового репертуара. С 1897 г. в русских театрах Елисаветграда (ныне Кропивницкий), Керчи, Баку, Тамбова, Ташкента и др.
В январе 1901 г. в Вятке для бенефиса своей жены Н. Д. Живокини впервые выступил как режиссёр («Дядя Ваня» А. П. Чехова). Ориентируясь на искусство Московского художественного театра (МХТ), стремился соблюдать требования «жизненной правды» как в актёрском ансамбле, так и при создании художественной среды и обстановки.
В 1904–1905 гг. режиссёр труппы К. Н. Незлобина в Риге; основное внимание уделял пьесам У. Шекспира, Ф. Шиллера, Г. Ибсена, А. Н. Островского, Чехова, Г. Гауптмана, Л. Н. Толстого. Здесь познакомился с М. Горьким. Успех «Дачников» Горького (1904), показанных затем на гастролях в Москве, стал поводом для личного знакомства с К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко, А. И. Южиным. С постановки «Жизни Человека» Л. Н. Андреева (1907, Харьков) берёт начало линия условного театра в творчестве Марджанишвили, экспериментировавшего со сценическим языком с целью расширить его выразительные возможности.
В 1908–1909 гг. в Одессе поставил «Гибель "Надежды"» Г. Гейерманса. В спектакле исполнялась «Марсельеза», за что Марджанишвили был выслан из города.
С 1909 г. главный режиссёр Театра Незлобина в Москве. В 1910 г. был приглашён в МХТ, что позволило изучать систему Станиславского, принять участие в работе над «Братьями Карамазовыми» по Ф. М. Достоевскому (1910), «Гамлетом» Шекспира (1911), «Пер Гюнтом» Ибсена (1912).
В спектакле «У жизни в лапах» К. Гамсуна (1911) впервые проявилось стремление Марджанишвили к страстному, приподнятому тону спектакля, к яркой театральной форме, объединяющей в себе достижения разных искусств. Именно такими стали постановки основанного им в 1913 г. в Москве Свободного театра (опера М. П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка», оперетта Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена», мимодрама А. Шницлера – Э. фон Донаньи «Покрывало Пьеретты», «китайская» сказка Г. Бенримо и Дж. Хазлтона «Жёлтая кофта»).
После закрытия Свободного театра Марджанишвили руководил театром в Ростове-на-Дону (1914–1915), театром «Буфф» в Петрограде (ныне Санкт-Петербург; 1916–1917). В 1919 г. комиссар театров Киева, организатор мер по национализации театров. Выдающимся достижением стал спектакль «Фуэнте Овехуна» Лопе де Веги (1919). Мастерски используя свет, цвет, смену темпоритма, заражая актёров энтузиазмом и темпераментом, уделяя особое внимание массовым сценам, режиссёр создал героико-романтический спектакль, который неизменно заканчивался пением «Интернационала» вместе со всем зрительным залом.
В июле 1920 г. в Петрограде под руководством Марджанишвили с участием режиссёров Н. В. Петрова, С. Э. Радлова, А. И. Пиотровского и художника Н. И. Альтмана была осуществлена масштабная эффектная постановка «К мировой коммуне». В представлении, которое шло на портале Фондовой биржи, приняли участие 4 тыс. рабочих и красноармейцев, число зрителей достигло 45 тыс.
Организовал в Петрограде музейно-экспериментальный Государственный театр комической оперы (открыт 5 июня 1920 оперой «Дон Паскуале» Г. Доницетти). При театре (закрыт в 1921) функционировали сатирическое кабаре «Хромой Джо» и драматическая студия «Рабочий театр».
С 1922 г. в Грузии. До 1926 г. руководил тифлисским театром имени Ш. Руставели («Гамлет» Шекспира, 1925, и др.), а в 1928 г. организовал в Кутаиси 2-й Государственный театр Грузии (с 1930 в Тифлисе, с 1933 носит имя Марджанишвили). Поставил ряд оперных спектаклей в Грузинском театре оперы и балета. Оказал определяющее влияние на становление в республике нового театра. Воспитал плеяду выдающихся актёров и режиссёров, составивших славу грузинской сцены: Верико Анджапаридзе, Т. И. Чавчавадзе, А. А. Васадзе, Ш. К. Гамбашидзе, Н. С. Гоциридзе, А. М. Жоржолиани и др.
В последние годы работал в Москве. Среди постановок: «Дон Карлос» Ф. Шиллера (1933, Малый театр), «Летучая мышь» И. Штрауса (1933, Московский театр оперетты). Постановки Марджанишвили при значительном жанровом разнообразии объединял общий подход к спектаклю как к празднику, требовавший особой выразительности игры актёра, в совершенстве владеющего словом, жестом, движением.
Марджанишвили также работал в кино. С 1924 г. в Госкинпроме Грузии. Поставил фильмы: «Любовь всесильная» (1916), «Буревестники» (1925, с Ш. Н. Дадиани), «Мачеха Саманишвили» (с З. И. Беришвили), «Закон и долг» («Амок», по С. Цвейгу) и «Гоги Ратиани» (все – 1927), «Овод» (1928), «Трубка коммунара» (1929). Автор сценария большинства своих фильмов. Оказал большое влияние на формирование грузинского кино, на творчество режиссёров Н. М. Шенгелая, М. Э. Чиаурели, впоследствии развивавших принципы режиссуры Марджанишвили.
Отец К. К. Марджанишвили.