Актёры

Михоэлс Соломон Михайлович

Михо́элс Соломо́н Миха́йлович (настоящие имя и фамилия Шломо Во­вси) [4(16).3.1890, Двинск, Витебская губерния, Российская империя, ны­не Дау­гав­пилс, Латвия – 13.1.1948, Минск; по­хо­ро­нен в Мо­ск­ве], российский ак­тёр, ре­жис­сёр, об­щественный дея­тель, народный артист СССР (1939).

Из со­стоя­тель­ной ха­сид­ской се­мьи. По­лу­чил тра­диционное ре­лигиозное об­ра­зо­ва­ние в . С 1911 г. в Ки­ев­ском ком­мерческом институте, от­ку­да ис­клю­чён за уча­стие в сту­денческих бес­по­ряд­ках. В 1915–1918 гг. на юри­дическом факультете . С 1919 г. в ор­га­ни­зо­ван­ном  в Пет­ро­гра­де (ГОСЕКТ; с 1920 в Мо­ск­ве, с 1925 ГОСЕТ). Уже в пер­вые се­зо­ны за­нял ве­ду­щее по­ло­же­ние в труп­пе. По­сле ис­пол­не­ния ро­ли Ста­ро­го ев­рея («Грех» , 1919) взял сце­нический псевдоним Михоэлс (сын Ми­хаи­ла). Ро­ли 1920-х гг.: Ме­на­хем-Мен­дель, реб Ал­тер, Ши­ме­ле («Аген­ты», «Маз­лтов», «200.000» по ), Гоц­мах («Кол­ду­нья» по А. Гольд­фа­де­ну), Ве­ниа­мин («Пу­те­ше­ст­вие Ве­ниа­ми­на III» по ) и др. Об­ра­зы еврейской клас­си­ки Михоэлс во­пло­щал сред­ст­ва­ми «ле­во­го» те­ат­ра. Он прив­нёс в искусство ГОСЕТа сти­хию национальной жиз­ни, вос­хо­дя­щий к ха­си­диз­му экс­та­тический спо­соб чув­ст­во­ва­ния и осо­бый па­ра­док­сальный строй мыш­ле­ния, по­зво­ляю­щий взгля­нуть на мир с не­ожи­дан­ных то­чек зре­ния. Ев­ропейские га­ст­ро­ли ГОСЕТа 1928 г. (Гер­ма­ния, Фран­ция, Бель­гия, Гол­лан­дия, Ав­ст­рия) при­нес­ли те­ат­ру все­мир­ное при­зна­ние. С 1929 г., пос­ле эми­гра­ции Гра­нов­ско­го, Михоэлс – художественный руководитель ГОСЕТа. Сре­ди по­ста­но­вок: «Че­ты­ре дня» М. Н. Да­ни­эля (1931), «Спец» И. М. До­б­ру­ши­на и И. М. Ну­си­но­ва (1932), «Ме­ра стро­го­сти» (1933), «Раз­бой­ник Бойт­ре» (1936), «Су­ла­мифь» по Гольд­фа­де­ну (1937), «Те­вье-мо­лоч­ник» (1938) и «Блу­ж­даю­щие звёз­ды» (1941) по Шо­лом-Алей­хе­му, «Пир» (1939). Наи­бо­лее пол­но ре­жис­сёр­ское да­ро­ва­ние Михоэлса рас­кры­лось в со­здан­ном по мо­ти­вам еврейского музыкального фольк­ло­ра спек­так­ле-кар­на­ва­ле «Фрей­лехс» З. Шне­ера (1945; 2-й степени, 1946).

В ак­тёр­ском твор­че­ст­ве Михоэлса конца 1920 – 1930-х гг. уси­ли­лись тра­гические мо­ти­вы, дос­тиг­шие куль­ми­на­ции в «Ко­ро­ле Ли­ре» (1935, режиссёр , художник ). Соз­дан­ный Михоэлсом об­раз ко­ро­ля Ли­ра, ока­зав­ше­го­ся во вла­сти аб­ст­ракт­ных идей, но про­зре­ваю­ще­го тра­гическую прав­ду, при­над­ле­жит к выс­шим дос­ти­же­ни­ям ак­тёр­ско­го искусства 20 в.

Михоэлс снял­ся в филь­мах «Ев­рей­ское сча­стье» (1925), «Цирк» (1936), «Се­мья Оп­пен­гейм» (1938). Пре­по­да­вал в училище при ГОСЕТе, профессор (1941).

На­граж­дён (1939).

В го­ды воз­глав­лял Еврейский ан­ти­фа­ши­ст­ский комитет; в 1943 г. со­вер­шил по­езд­ку по США, Ка­на­де, Мек­си­ке и Ве­ли­ко­бри­та­нии, со­би­рая сред­ст­ва для Советской ар­мии. Как пред­ста­ви­тель Комитета по Ста­лин­ским пре­ми­ям в начале 1948 г. вы­ехал в Минск, где погиб, по официальной вер­сии, в ре­зуль­та­те ав­то­мо­биль­ной ка­та­ст­ро­фы. Ги­бель Михоэлса по­слу­жи­ла сиг­на­лом к на­ча­лу на­сту­п­ле­ния на еврейскую куль­ту­ру в СССР. В 1952 г. в хо­де  Михоэлс был объ­яв­лен «аген­том Джойн­та».

  • Актёры – народные артисты СССР
  • ГОСЕТ
  • Актёры – кавалеры Ордена Ленина