Дузе Элеонора
Ду́зе Элеоно́ра (Eleonora Duse) (3.10.1858, Виджевано, Италия – 21.4.1924, Питсбург, США), итальянская актриса. Из актёрской семьи. На сцене с 4 лет, в г. Кьоджа играла Козетту («Отверженные» по В. Гюго). В 1873 г. с успехом сыграла Джульетту («Ромео и Джульетта» У. Шекспира, Арена-ди-Верона). Известной Дузе сделала роль Терезы Ракен («Тереза Ракен» Э. Золя; труппа Эммануэля в Неаполе, 1879). В 1880–1886 гг. с труппой Ч. Росси актриса гастролировала по Италии. В 1887 г. организовала собственную труппу. Став к концу 1880-х гг. самой популярной актрисой Италии, начала серию гастролей по странам Европы, Северной и Южной Америки, принёсших ей всемирную славу. В 1891–1892 гг. и 1908 г. играла в России. Среди ролей в классическом репертуаре наиболее значительны: Дездемона, Клеопатра («Отелло», «Антоний и Клеопатра» Шекспира), Мирандолина («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони). Определяющим для творчества Дузе стал современный репертуар. Она первой в Италии начала играть в пьесах Г. Ибсена: Нора («Кукольный дом»), Гедда Габлер («Гедда Габлер»), Ребекка Вест («Росмерсхольм»), Элида («Женщина с моря»). В 1905 г. в парижском театре «Творчество» сыграла роль Василисы («На дне» М. Горького). Выступала в пьесах итальянских веристов (Сантуцца – «Сельская честь» Дж. Верги, Эмма – «Грустные влюблённые» Дж. Джакозы, Юлия – «Идеальная жена» М. Праги), Г. Д’Аннунцио (Анна – «Мёртвый город», Франческа – «Франческа да Римини», Сильвия – «Джиоконда»), М. Метерлинка (Монна Ванна – «Монна Ванна»). Большое место в репертуаре Дузе занимали драмы А. Дюма-сына (лучшей ролью стала Маргарита Готье – «Дама с камелиями»), В. Сарду, А. Мельяка и Л. Галеви, А. Пинеро, Г. Зудермана и др. Простота, человечность, обаятельная женственность нередко сочетались в героинях Дузе с душевным надломом, ощущением непрочности жизненных устоев, неудовлетворённостью настоящим и страхом перед будущим, острым чувством одиночества. Исполнение Дузе отличалось виртуозной техникой. Длительная работа над каждой ролью не была заметна зрителям; игра казалась вдохновенной импровизацией. В 1909 г. Дузе оставила сцену, вновь вернувшись в 1921 г. Лучшая роль этого периода – фру Альвинг («Привидения» Ибсена). В 1916 г. снялась в фильме «Пепел» (по Г. Деледде; режиссёр А. Амброзио).