Завадский Юрий Александрович
Зава́дский Ю́рий Алекса́ндрович [30.6(12.7).1894, Москва – 5.4.1977, там же], российский режиссёр, актёр, педагог, театральный деятель, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1973).
С 1915 г. в драматической студии Е. Б. Вахтангова (с 1920 – 3-я Студия МХАТ, Завадский – актёр, режиссёр, художник). В 1924–1931 гг. актёр МХАТа. В 1924 г. основал студию, реорганизованную в 1927 г. в Театр-студию под руководством Ю. А. Завадского (руководил ею до 1936). В 1932–1935 гг. художественный руководитель Центрального театра Красной Армии, в 1936–1940 гг. – Драматического театра имени М. Горького в Ростове-на-Дону. С 1940 г. главный режиссёр, с 1941 г. художественный руководитель, затем главный режиссёр Театра имени Моссовета.
Создавая первые роли (Антоний – «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, 1921; Калаф – «Принцесса Турандот» К. Гоцци,1922), Завадский воспринял от Вахтангова вкус к блестящей театральной форме, карнавальности сценического представления, к импровизационности и пластическому изяществу игры. Работа под руководством К. С. Станиславского во МХАТе над ролями Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1925), графа Альмавивы («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.-О. де Бомарше, 1927) открыла возможности психологического анализа характеров, выявила способность Завадского глубоко и тонко воспринимать душевную жизнь человека. Экспериментаторский характер носила режиссёрская работа Завадского в Театре-студии («Простая вещь» по Б. А. Лавренёву, 1927; «Ученик дьявола» Б. Шоу, 1933; «Волки и овцы» А. Н. Островского, 1934; «Ваграмова ночь» Л. С. Первомайского, 1935, и др.).
Творческие искания Завадского, характеризовавшие его режиссуру в Театре имени Моссовета, выразились в ряде героико-лирических, психологических, трагедийных постановок [«Машенька» А. Н. Афиногенова (1941), «Нашествие» Л. М. Леонова (1943), «Встреча в темноте» Ф. Ф. Кнорре и «Отелло» У. Шекспира (обе – 1944), «Бранденбургские ворота» М. А. Светлова (1946), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1952 и 1964), «Битва в пути» Г. Е. Николаевой (1959) и др.], а также в последовательном освоении разнообразных модификаций комедийного жанра [«Трактирщица» (1940) и «Забавный случай» (1942) К. Гольдони, «Виндзорские насмешницы» Шекспира (1957) и др.]. Дважды возвращался к «Шторму» В. Н. Билль-Белоцерковского (1951 и 1967), открывая новые возможности современного прочтения пьесы. «Петербургские сновидения» (по «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского, 1969) стали творческим завещанием Завадского. Посвятив спектакль Е. Б. Вахтангову, режиссёр развивал в нём традиции театрального гротеска.
Завадский создал свою актёрскую школу, представленную несколькими поколениями исполнителей: В. П. Марецкая, Н. Д. Мордвинов, О. Н. Абдулов, Р. Я. Плятт, М. Б. Терехова, Г. Л. Бортников, А. С. Леньков, А. М. Адоскин и др. Среди учеников Завадского – режиссёры И. С. Анисимова-Вульф, М. З. Левитин, А. В. Бородин, а также Е. Гротовский, Сюй Сяочжун (КНР), А. Гутьерес (Мексика), Фаваз аc-Саджир (Сирия).
Автор книг и статей по теории и технологии театрального искусства.
Снимался в кино («Аэлита», 1924; «Медвежья свадьба», 1925).
С 1940 г. преподавал в ГИТИСе (профессор с 1947), в 1954–1958 гг. временно исполняющий обязанности художественного руководителя.
Сталинская премия 1-й степени («за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1943–1944 годы», 1946), Сталинская премия 2-й степени (за 1950, вручена в 1951). Ленинская премия (1965). Награждён 4 орденами Ленина (1945, 1949, 1971, 1973).