Гончаров Андрей Александрович
Гончаро́в Андре́й Алекса́ндрович [2(15).1.1918, село Синицы, Рязанская губерния, ныне Московская область – 7.9.2001, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище], российский режиссёр, народный артист СССР (1977), Герой Социалистического Труда (1987).
В 1941 г. окончил ГИТИС (класс Н. М. Горчакова).
В июле 1941 г. ушёл добровольцем на Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. В 1942 г. демобилизован после ранения.
В 1942–1944 гг. в 1-м фронтовом театре ВТО («Жди меня» К. М. Симонова, 1942; «Укрощение укротителя» Дж. Флетчера, 1944).
В 1944–1951 гг. в Московском театре сатиры («Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва, 1945, и др.). Соединение глубокого психологизма с оригинальной режиссёрской композицией отличало постановки в Московском театре имени М. Н. Ермоловой: «Европейская хроника» А. Н. Арбузова (1953), «Бег» М. А. Булгакова (1967) и др. Острой конфликтностью были отмечены «Опасный спутник» А. Д. Салынского (1954) и «Когда горит сердце» (по роману «По ту сторону» В. П. Кина, 1957) – в Малом театре.
В 1958–1966 гг. главный режиссёр Московского драматического театра на Малой Бронной, вывел труппу в число наиболее заметных в Москве. Художественными событиями стали спектакли: «Вид с моста» А. Миллера (1959), «Закон зимовки» Б. Л. Горбатова (1960), «Девятый вал» и «Аргонавты» (оба – 1962) Ю. Ф. Эдлиса, «Визит дамы» Ф. Дюрренматта (1965).
С 1967 г. главный режиссёр Московского академического театра имени Вл. Маяковского (с 1987 художественный руководитель). Не вторгаясь в канонический текст произведения, режиссёр умел с помощью яркой метафоры, многокрасочной театральности придать ему новое звучание. Тонко и колоритно передавал национальные, социальные, сословные и прочие черты, неизменно говоря при этом об общечеловеческих ценностях. Сквозные темы творчества Гончарова – любовь и проблема нравственного выбора. Среди лучших постановок: «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова (1969 и 2000), «Два товарища» по В. Н. Войновичу (1968), «Трамвай "Желание"» Т. Уильямса, «Мария» (обе – 1970) и «Молва» (1982, обе – А. Д. Салынского), «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана и Дж. Дэриона на музыку М. Ли (1972), «Характеры» В. М. Шукшина (1973), «Банкрот, или Свои люди – сочтёмся» А. Н. Островского (1974), «Беседы с Сократом» (1975) и «Театр времён Нерона и Сенеки» (1985) Э. С. Радзинского, «Венсеремос!» Г. А. Боровика (1976, Государственная премия СССР, 1977), «Да здравствует королева, виват!» Р. Болта (1977), «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову (1979, совместно с С. И. Яшиным), «Жизнь Клима Самгина» по М. Горькому (1981), «Завтра была война» по Б. Л. Васильеву (1985, совместно с Яшиным), «Закат» по И. Э. Бабелю (1988), «Виктория?..» Т. Реттигана и «Горбун» С. Мрожека (обе 1991), «Жертва века» по пьесе Островского «Последняя жертва» (1994), «Театральный романс» по пьесе А. Н. Толстого «Кукушкины слёзы» (1995), «Как вам это понравится» У. Шекспира (1997).
С 1945 г. преподавал в ГИТИСе, с 1981 г. заведующий кафедрой режиссуры, с 1966 г. профессор. В педагогической практике утвердил принципы совместного обучения режиссёров и актёров. Среди учеников – В. А. Андреев, К. Ю. Богомолов, В. А. Ефремова, Е. Б. Каменькович, И. М. Костолевский, Э. Някрошюс, П. Н. Фоменко.
Участвовал в документальных фильмах: «Классы» (1967), «Портрет Андрея Гончарова» (1970-е), «Голос памяти» (1989).
Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (за спектакль «Мария», 1972), Государственная премия СССР (за спектакли «Молва» и «Леди Макбет Мценского уезда», 1984), Государственная премия РФ (за 1998, вручена в 1999). Премия мэрии Москвы в области литературы и искусства (1994).
Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1979), Отечественной войны 1-й степени (1985), Ленина (1987), «За заслуги перед отечеством» 3-й степени (1997).