Вахтангов Евгений Багратионович
Вахта́нгов Евге́ний Багратио́нович [1(13).2.1883, Владикавказ – 29.5.1922, Москва], российский режиссёр, актёр, педагог.
С 1903 г. учился на естественном, затем на юридическом факультете Московского университета, в 1906 г. организовал студенческий драматический кружок. В 1909 г. поступил в московскую школу драмы А. И. Адашева, где преподавал Л. А. Сулержицкий, оказавший существенное влияние на формирование творческой личности Е. Б. Вахтангова.
С 1911 г. сотрудник Московского Художественного театра. Стал помощником К. С. Станиславского в разработке и проверке нового актёрского метода. Вёл экспериментальные занятия с группой молодёжи, составившей ядро 1-й Студии МХТ. В своей педагогической и режиссёрской деятельности в cтудии разделял и осуществлял эстетическую и этическую программу её директора Л. А. Сулержицкого: цель служения искусству – нравственное самосовершенствование; студийный коллектив – община единомышленников; актёрская игра – полная правда переживаний; спектакль – проповедь добра и красоты. Эффект внезапного преображения, контраст между злом и неким искомым идеалом любви и благоденствия стали важными конструктивными приёмами режиссуры Е. Б. Вахтангова: «Праздник мира» Г. Гауптмана (1913), «Потоп» Г. Бергера (1915), «Росмерсхольм» Г. Ибсена (1918) и др. Сыграл роль Текльтона («Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу).
Среди московских молодёжных коллективов, где в 1912–1922 гг. преподавал Е. Б. Вахтангов (Курсы драмы С. В. Халютиной, еврейская студия «Габима», 2-я Студия МХТ, студия А. О. Гунста, Шаляпинская студия, Армянская студия и др.), особое место принадлежало Студенческой драматической студии («Мансуровская»; с 1917 Московская драматическая студия под руководством Е. Б. Вахтангова, с 1920 3-я студия МХАТ, с 1926 Московский театр имени Евг. Вахтангова), где в 1914 г. он поставил пьесу Б. К. Зайцева «Усадьба Ланиных».
Вместе с послереволюционными спектаклями В. Э. Мейерхольда постановки Вахтангова знаменовали начало нового этапа развития отечественной режиссуры.
Сохраняя общие законы искусства переживания и органику актёрского существования в образе, в поисках нового сценического языка Е. Б. Вахтангов отказался от поэтики интимно-психологического и бытового театра, провозгласив отказ от натурализма, мобилизуя средства открытого и эффективного театрального воздействия. Стремясь разрушить «четвёртую стену» – рампу, отделяющую мир сцены от зала, и установить прямую связь между актёром и зрителем, Вахтангов выдвинул требования «сценизма» (ритм, пластичность, чёткость театрального общения), праздничности, яркости, смелой театральной условности, расширения области правдоподобия на сцене за грани бытового и психологического. Особое значение приобрёл в творчестве Вахтангова гротеск.
Среди постановок: «Свадьба» А. П. Чехова (1920), «Чудо святого Антония» М. Метерлинка (1921, оба – в 3-й Студии МХАТ), «Эрик XIV» А. Стриндберга (1921, 1-я Студия МХТ). В «Гадибуке» С. Ан-ского (1922, студия «Габима») режиссёр сумел создать поэму торжествующей любви, найти и претворить в общем постановочном решении, сценографии, композиции массовых сцен, пластической лепке фигур, «чеканке» жеста новые возможности, вошедшие в арсенал мировой режиссуры 20 и 21 вв.
Гармоничность человеческой и творческой натуры Е. Б. Вахтангова в полной мере воплотилась в спектакле «Принцесса Турандот» К. Гоцци (1922, 3-я Студия МХАТ), задуманном как эксперимент в области актёрской техники. Студийцы должны были одновременно играть самих себя, артистов итальянской комедии масок, разыгрывающих сказку Гоцци, и, наконец, собственно персонажей. Спектакль строился и репетировался импровизационно, включал репризы на темы дня, интермедии-пантомимы «цанни» (слуг просцениума), сознательные ироничные «выходы из роли» и разрушение сценической иллюзии при условии максимальной актёрской искренности и правды переживания. Значительно превзойдя первоначальное задание, он стал классической постановкой нового театра и символом эпохи.
Среди учеников Е. Б. Вахгантова: Б. В. Щукин, Р. Н. Симонов, Ц. Л. Мансурова, Ю. А. Завадский.
Имя Е. Б. Вахтангова, наряду с московским театром, носит Академический русский театр во Владикавказе.