Дикий Алексей Денисович
Ди́кий Алексе́й Дени́сович [12(24).2.1889, Екатеринослав, ныне Днепр – 1.10.1955, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище], российский режиссёр, актёр, народный артист СССР (1949).
В 1909 г. учился в театральной школе С. В. Халютиной в Москве, занимался у К. А. Марджанишвили и В. Л. Мчеделова. В 1911 г. окончил драматические курсы Московского Художественного театра. С 1910 г. участвовал в спектаклях МХТ, с 1913 г. – Первой студии МХТ. Среди ролей: Алёшка («На дне» М. Горького), Миша («Провинциалка» И. С. Тургенева), Баренд («Гибель "Надежды"» Г. Хейерманса), Джон Пирибингль («Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу), Молчанов («Расточитель» Н. С. Лескова), Епиходов и Львов («Вишнёвый сад» и «Иванов» А. П. Чехова). Уже в небольших ролях проявились характерные черты творческой индивидуальности Дикого: умение создать яркий, сочный образ, склонность к типизации, часто доходящей до гротеска.
В 1912 г. впервые выступил как режиссёр, поставив одноактные пьесы Чехова на Пречистенских курсах для рабочих. Среди постановок: «Зелёный попугай» А. Шницлера (1921, Шаляпинская студия), «Герой» Дж. Синга (1923, Первая студия МХАТ), «Пиноккио» по К. Коллоди (1923, Московский детский театр), «Клад» Шолом-Алейхема (1928) и «Корона Давида» П. Кальдерона (1929) в театре «Габима» в Палестине, «Человек с портфелем» А. М. Файко (1928) и «Первая конная» В. В. Вишневского (1930) в московском Театре Революции, «Страх» А. Н. Афиногенова (Свердловский драматический театр).
Одна из наиболее значительных работ – постановка пьесы Е. И. Замятина «Блоха» по рассказу «Левша» Лескова (1925, МХАТ Второй, Дикий в роли Платова) осуществлена в стиле озорной, весёлой народной игры, балаганной буффонады.
В Государственном академическом Большом театре ставил оперы («Степан Разин» П. Н. Триодина, 1925; «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева, 1927), участвовал в постановке балета «Красный мак» Р. М. Глиэра (1927, режиссёр-консультант, разработка либретто).
В 1931–1936 гг. возглавлял Театрально-литературную мастерскую в Москве (с 1935 Театр-студия А. Дикого), среди постановок – «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову (1935).
В 1932–1936 гг. художественный руководитель Театра имени ВЦСПС («Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа, 1932; «Глубокая провинция» М. А. Светлова, 1935, и др.).
В 1936 г. поставил в Малом театре «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина.
В 1936–1937 гг. художественный руководитель ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького: «Пушкинский спектакль» («Моцарт и Сальери», «Русалка», «Сцены из рыцарских времён» А. С. Пушкина) и «Мещане» Горького (оба – 1937).
В 1937 г. репрессирован, 4 года провёл в лагерях.
В 1941–1944 гг. в Московском театре имени Евгения Вахтангова поставил: «Олеко Дундич» М. А. Каца и А. Г. Ржешевского, «Русские люди» К. М. Симонова (оба – 1942); сыграл роль Горлова («Фронт» А. Е. Корнейчука).
В 1944–1952 гг. в Малом театре: «Мещане» Горького (1946, роль Тетерева), «Московский характер» А. В. Софронова (1948; Сталинская премия 1-й степени за 1948, вручена в 1949), «Калиновая роща» Корнейчука (1950) и др.
С 1952 г. в Московском театре имени А. С. Пушкина («Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1953). В постановках яркая театральность и изобретательность органично сочетались с жёсткой логикой режиссёрских построений и правдой человеческих чувств.
С 1919 г. снимался в кино.
Создал образы, отличавшиеся большой внутренней силой: Кутузов («Кутузов», 1943; Сталинская премия 1-й степени за 1943–1944, вручена в 1946), Адмирал Нахимов («Адмирал Нахимов», 1946; Сталинская премия 1-й степени за 1947, вручена в 1948; приз Венецианского кинофестиваля, 1947), Сталин («Третий удар», 1948; Сталинская премия 2-й степени за 1948, вручена в 1949; «Сталинградская битва», 1949; Сталинская премия 1-й степени за 1949, вручена в 1949), хирург Василий Васильевич («Повесть о настоящем человеке», 1948).
В 1947–1949 гг. преподавал в Театральном училище имени М. С. Щепкина, профессор (с 1948).
Награждён орденами Ленина (1944), Трудового Красного Знамени (1949).
Одна из улиц на востоке Москвы с 1965 г. носит имя Алексея Дикого.