Ленский Александр Павлович
Ле́нский Алекса́ндр Па́влович (настоящая фамилия Вервициотти, носил её до 1897) [1(13).10.1847, Кишинёв – 13(26).10.1908, Москва], российский актёр, режиссёр, педагог. Сын князя П. И. Гагарина и певицы О. Вервициотти. С 1858 г. воспитывался в доме актёра Малого театра К. Н. Полтавцева. На профессиональной сцене с 1865 г. Играл в провинции. С 1876 г. в Малом театре (с 1907 главный режиссёр), в 1882–1884 гг. в Александринском театре. Утверждал на сцене принцип психологической подлинности, обладал исключительным обаянием, тонким юмором и изяществом. Искусство Ленского отличалось остротой внешнего рисунка, вниманием к деталям, мастерством мимики и грима. Среди лучших ролей: Гамлет, Ричард III, Отелло, Бенедикт, Петруччио («Гамлет», «Ричард III», «Отелло», «Много шума из ничего», «Укрощение строптивой» У. Шекспира), Дон Жуан («Дон Жуан» Мольера), Чацкий, Фамусов («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Кругосветлов («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого). Около 30 ролей сыграл в пьесах А. Н. Островского: Глумов, Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты»), Дульчин («Последняя жертва»), Паратов («Бесприданница»), Великатов («Таланты и поклонники»), Лыняев («Волки и овцы») и др. Стремясь к обновлению театра, Ленский боролся с дилетантизмом, придавая важнейшее значение воспитанию актёров. С 1888 г. преподавал на драматических курсах Московского театрального училища, с 1895 г. ставил со своими учениками пьесы Островского. В 1898 г. был одним из создателей Нового театра в Москве (филиала Большого и Малого театров), в котором до 1903 г. возглавлял драматическую труппу молодых актёров. Среди постановок в Новом театре: «Ревизор», «Женитьба» Н. В. Гоголя (обе – 1898), «Севильский цирюльник» (1898) и «Женитьба Фигаро» (1899) П. Бомарше, «Сон в летнюю ночь» Шекспира (1899), «Снегурочка» Островского (1900). Среди постановок в Малом театре: «Ромео и Джульетта» (1900), «Кориолан» (1902), «Буря» (1905) Шекспира, «Без вины виноватые» Островского (1908). Ленский добивался ансамблевой игры актёров, гармонии всех элементов спектакля, подчиняя их общей идее, единому режиссёрскому замыслу. Большое значение придавал музыкальному и декоративному оформлению спектакля. Выступал и как театральный художник. Написал ряд статей об актёрском мастерстве, внёсших значительный вклад в развитие театральной эстетики. Среди учеников: В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, А. А. Остужев, П. М. Садовский.