Васильев Анатолий Александрович (режиссёр)
Васи́льев Анато́лий Алекса́ндрович (род. 4.5.1942, село Даниловка, Лопатинский район, Пензенская область), российский режиссёр, заслуженный деятель искусств РФ (1993).
В 1964 г. окончил химический факультет Ростовского государственного университета, в 1973 г. – режиссёрский факультет ГИТИСа (педагоги М. О. Кнебель, А. А. Попов). С 1973 г. – режиссёр-стажёр Московского художественного академического театра, где в том же году поставил спектакль «Соло для часов с боем» О. Заградника.
В 1977–1982 гг. режиссёр Московского драматического театра имени К. С. Станиславского, где осуществил постановки, ставшие событиями отечественной театральной жизни: «Первый вариант "Вассы Железновой"» М. Горького (1978), «Взрослая дочь молодого человека» В. И. Славкина (1979). С начала 1980-х гг. преподавал в ГИТИСе, в 1984–1991 гг. – на Высших курсах сценаристов и режиссёров Всероссийского государственного института кинематографии.
С 1982 г. режиссёр Московского театра на Таганке, где поставил «Серсо» В. И. Славкина (1985). Этот период стал для Васильева переходом к новой художественной идеологии. С конца 1980-х гг. его интересы всё больше продвигаются в область лабораторных опытов и педагогики.
В 1987 г. основал и возглавил в Москве театр «Школа драматического искусства», где сосредоточил свои поиски на познании природы игрового театра и раскрытии новых возможностей актёра как «человека играющего». Создал ряд новаторских спектаклей, среди которых: «Шесть персонажей в поисках автора» (1987), «Сегодня мы импровизируем» (1990), «Каждый по-своему» (1993; все – Л. Пиранделло), «Упадок лжи. Критик как художник» О. Уайльда (1989), «Разговоры запросто» по Э. Роттердамскому (1989), «Визави» по Ф. М. Достоевскому (1988), «Платон. Государство», «Саломея» Уайльда, «Вечер Мольера» (все – 1992), «Иосиф и его братья» по Т. Манну (1993), «Амфитрион» Мольера, «Разговоры с Поэтом» по А. С. Пушкину (оба – 1994), «Дядюшкин сон» по Достоевскому (1995), «Плач Иеремии» В. И. Мартынова (1996; Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая работа художника», совместно с И. В. Поповым, 1997), «Игрок» по Достоевскому (1997), «Дон Жуан, или Каменный гость и другие стихи А. С. Пушкина» (1998), «Моцарт и Сальери», «Товарищам в искусстве дивном» (оба – по Пушкину, 2000), «Кровавая свадьба» Ф. Гарсии Лорки, «Пушкинский утренник» по Пушкину, «Медея Материал» Х. Мюллера (все – 2001), «Из Путешествия Онегина. Диалоги и коллажи» по Пушкину (2003), «Песнь XXIII. Погребение Патрокла. Игры» по «Илиаде» Гомера (2004), «Каменный гость, или Дон Жуан мёртв» по Пушкину (2006).
В 2000 г. поставил пьесу «Мизантроп» Мольера и озвучил роль Альцеста в уникальном кукольном проекте Московского театра «Тень» под названием «Лиликанский большой театр драмы, оперы и балета» (премия «Золотая маска» в номинации «Новация», 2002).
В 2006 г. покинул театр «Школа драматического искусства» и уехал из России, продолжив в Европе педагогическую и исследовательскую работу по изучению игровых возможностей театрального текста. За рубежом поставил спектакли: «Пробуждение весны» Ф. Ведекинда (1990, «Лаборатория для театра», Люцерн, Швейцария), «Я – Чайка» по А. П. Чехову (1991, Театральный фестиваль в Вольтерре, Италия), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1992), «Амфитрион» Мольера (2002, оба – театр «Комеди Франсез», Париж), «Дядюшкин сон» по Достоевскому (1994, Художественный театр, Будапешт), «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1996, Немецкий национальный театр, Веймар), «Без вины виноватые» А. Н. Островского (1998, Театр имени Э. Сиглигети, Сольнок, Венгрия), «Тереза-философ» Ж. Б. Аржана (2007, театр «Одеон», Париж), «Медея» Еврипида (2008, Эпидавр, Греция), «Цельные дни напролёт под деревьями» М. Дюрас (2009, Театр в Капошваре совместно с Народным театром в Будапеште), «Старик и море» по Э. Хемингуэю (2017, продукция Международного театрального фестиваля имени А. П. Чехова), «Иван Сосанин» по мотивам оперы М. И. Глинки (2019, Московский театр «Тень») и др.
Расширение возможностей театра, опора на его мистериальное начало и на ритуальные, обрядовые формы, открытия в области пластического рисунка и композиции, способность по-новому воссоздать на сцене непрерывные изменения эмоциональных реакций посредством особого актёрского самочувствия и выразительных средств, лежащих за пределами привычного искусства психологического театра, – всё это сделало Васильева очевидным лидером отечественной режиссуры. Васильев предложил свою концепцию театра как единого живого эволюционного процесса. В «Школе драматического искусства» велась подготовка актёров и режиссёров в процессе практических семинаров и лабораторий. Творческие поиски и эксперименты Васильева оказали огромное влияние на формирование следующих поколений российских и зарубежных режиссёров. Среди учеников – актёры и режиссёры Б. Л. Мильграм, Б. Ю. Юхананов, А. В. Галибин, А. А. Огарёв, И. В. Яцко, В. В. Агеев, Н. Д. Чиндяйкин, А. В. Жолдак.
Васильев создал фильмы-спектакли: «Степной король Лир» по И. С. Тургеневу (1976), «Серсо» Славкина (1985), «Дорога на Чаттанугу» (по пьесе Славкина «Взрослая дочь молодого человека», 1990); короткометражный фильм «Каштанка» (премьера в 1994); документальный фильм «Осёл» (2018). В 2018 г. снялся в роли физика П. Л. Капицы в фильме «Дау» И. А. Хржановского по мотивам мемуаров К. Т. Ландау-Дробанцевой.
Государственная премия РФ в области литературы и искусства за создание театра «Школа драматического искусства» (1999), премии: «Триумф» (2000), премия за творческий поиск «Европа – Новая театральная реальность» (Таормина, Италия, 1990), Международная премия Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики» (1995). Награждён орденом Академических пальм «За особые заслуги в области просвещения» (2005), командор ордена Искусств и литературы (1989, 2007; все – Франция).