Крепостной театр
Крепостно́й теа́тр, тип частного театра в России, домашний дворянский (помещичий) театр с участием крепостных.
Домашние представления устраивались в России ещё в конце 17 в., но широкое распространение крепостной театр получил во 2-й половине 18 – начале 19 вв.; существовал вплоть до отмены крепостного права. Помимо крепостных, могли участвовать актёры-любители из дворян и «вольные» профессионалы (актёры, музыканты); при этом в одних театрах играли только сами дворяне или их дети, крепостными же осуществлялось обеспечение представлений (строительство и оборудование сцены, изготовление декораций и костюмов, музыкальное сопровождение и т. д.); в других играли как дворяне-любители, так и «домовые», или «собственные», актёры (т. е. крепостные). В некоторых крепостных театрах на главные роли приглашались «вольные» артисты публичной императорской сцены или частной профессиональной антрепризы; иногда же «вольные» российские и иностранные знаменитости фигурировали только как капельмейстеры, балетмейстеры и театральные педагоги, а исполнителями были в основном «собственные» актёры. Домашние помещичьи театры могли превращаться в публичные с платой за вход. Крепостные актёры и музыканты иногда выкупались «в казну».
Один из первых и самых выдающихся крепостных театров – театр графов Шереметевых. Начал свою деятельность около 1765 г. как любительский дворянский в Санкт-Петербурге, затем (в конце 1770-х гг.) оформился как крепостной театр в Москве в доме на Большой Никольской улице. В это же время в подмосковной усадьбе П. Б. Шереметева в селе Кусково были сооружены 3 театра: «воздушный» (т. е. на открытом воздухе), Малый, затем Большой. Расцвета труппа Шереметевых достигла в середине 1780-х гг., когда её владельцем стал Н. П. Шереметев, выстроивший в начале 1790-х гг. новый великолепный театр-дворец в подмосковной усадьбе Останкино. Шереметевы содержали огромный штат крепостных мастеров, среди которых: архитекторы П. И. Аргунов, А. Миронов, Г. Е. Дикушин; художники И. П. Аргунов, Н. И. Аргунов, К. Фунтусов, Г. Мухин, С. Калинин; машинист Ф. Пряхин; музыканты С. А. Дегтярёв, Г. Я. Ломакин, инструментальный мастер И. А. Батов и др. Они работали под руководством и рядом с прославленными европейскими и российскими «вольными» мастерами. Труппа и оркестр включали более 200 человек. Лучшими актёрами были П. И. Ковалёва (Горбунова, по сцене – Жемчугова), Т. В. Шлыкова (Гранатова), Г. Кохановский, А. Новиков, Т. Беденкова, А. Буянова (Изумрудова), А. Калмыкова (Яхонтова), Ф. и М. Урусовы (Бирюзовы) и др. Артистам полагалось жалованье деньгами и продуктами. Руководил труппой крепостной библиотекарь В. Г. Вороблевский, получивший образование в Славяно-греко-латинской академии и побывавший вместе с Н. П. Шереметевым за границей. Он же занимался переводами и переделками пьес. В репертуар входило более 100 пьес, основную часть которых составляли комические оперы, а также комедии, оперы и балеты.
К концу 1810-х гг. относится расцвет другого выдающегося крепостного театра, принадлежавшего князю Н. Б. Юсупову. В 1819 г. в Москве в Яузской части под № 83 построено театральное здание, имевшее партер, полуциркульный амфитеатр, бельэтаж и 2 галереи. Летом театр функционировал в усадьбе Архангельское, где сохранились театральное здание, построенное в 1817–1818 гг., и часть декораций, написанных П. Гонзаго. В театре Юсупова давали главным образом оперы и пышные балетные представления; лучшими актрисами были А. Борунова, С. Малинкина, А. Рабутовская.
Около 1811 г. в Москве появился театр П. А. Познякова, находившийся в Леонтьевском переулке. Здесь давали в основном очень пышно обставленные комические оперы (декорации писал итальянский живописец Дж. Б. Скотти). Крепостных актёров обучали С. Н. Сандунов и Е. С. Сандунова. Одна из лучших актрис этого театра – Любочинская.
В Москве в конце 18 – начале 19 вв. действовали также театры С. С. Апраксина, Г. И. Бибикова, И. Я. Блудова, Н. А. и В. А. Всеволожских, П. М. Волконского, И. А. Гагарина, Л. К. Нарышкина, Н. И. Одоевского, Н. Г. и Б. Г. Шаховских и др. В Санкт-Петербурге известны были домашние театры Е. П. Барятинской, П. А. Голицыной, Е. Ф. Долгорукой, А. А. и Л. А. Нарышкиных, А. Н. Нелидинской, А. С. Строганова, И. Г. Чернышёва, цесаревича Павла Петровича и др.
К концу 18 в. крепостные театры начали появляться в провинциальных городах и в удалённых от центра имениях. В 1780-х гг. в своём имении в Шклове крепостной театр создал С. Г. Зорич (бывший фаворит Екатерины II). Репертуар включал драмы, комедии, комические оперы и балеты. В драматических спектаклях, кроме крепостных, участвовали кадеты Шкловского кадетского корпуса и дворяне-любители, среди которых славился князь П. В. Мещерский (его игру высоко ценил М. С. Щепкин). В балетах танцевали только крепостные, лучшие из них – К. Буткевич и П. Азаревичева (Азаревич). После смерти Зорича балетная труппа в 1800 г. выкуплена казной для петербургской императорской сцены. Среди многих домашних театров выделялся театр графа А. Р. Воронцова, существовавший (около 1793–1805) в селе Алабухи Тамбовской губернии (ныне село Большие Алабухи Грибановского района Воронежской области), а затем в селе Андреевское Владимирской губернии. В репертуар входили в первую очередь пьесы русских драматургов. Труппа насчитывала 50–60 человек, включая музыкантов, живописцев, машинистов, портных, парикмахеров и т. п. Артисты, получавшие ежегодное вознаграждение деньгами и вещами, делились на «первостатейных» (13–15 человек) и «второстатейных» (6–8 человек). Во главе труппы стоял директор театра из крепостных актёров (сначала И. Петров, затем Ф. Яковлев). Лучшей актрисой и певицей считалась М. Каптелова, первым актёром – Ф. Яковлев, затем Я. Кирилов.
В начале 1790-х гг. появился театр князя Н. Г. Шаховского, который летом располагался в селе Юсупово Нижегородской губернии (ныне село Ардатовского района Нижегородской области), а зимой в Нижнем Новгороде. В 1797 г. князь построил театральное здание и в Москве, в «Серпуховской части». Однако (вероятно, из-за материальных соображений) в Москве театр Шаховского играл недолго. Это был один из первых коммерческих крепостных театров, где взималась плата за вход. Летом Шаховской вывозил свой театр на весь июль на Макарьевскую ярмарку. Репертуар состоял из трагедий, комедий, драм, опер с балетами и водевилей. Труппа в 1820 г. насчитывала около 90 человек. Наиболее известные актёры – А. Ершов, М. Поляков, Д. Завидов, А. Вышеславцева, Н. Пиунова, А. и Н. Стрелковы. После смерти Шаховского (1824) его наследники продали театр (1827). Актёры получили вольную и продолжали играть на сцене театра, ставшего городским.
Подобный публичный крепостной театр был создан в Казани П. П. Есиповым (около 1803–1814), до этого имевшим домашний крепостной театр в селе Юматово под Казанью. Лучшими актёрами труппы Есипова считались Ф. Львов, знаменитая Феклуша и А. Кузьмина (она послужила А. И. Герцену прототипом героини повести «Сорока-воровка»).
В 1815 г. открылся театр графа С. М. Каменского в Орле, также публичный, с платой за вход – один из самых крупных провинциальных крепостных театров: только в первый год было поставлено около 100 комедий, драм, трагедий, водевилей, опер и балетов. Граф скупал для своей труппы талантливых актёров у многих помещиков, а также приглашал на первые роли прославленных «вольных» артистов (у него играли Щепкин и др.).
Крепостной театр внёс ценный вклад в развитие национального театрального искусства, содействовал его широкому распространению не только в крупных городах, но и в провинции.