Сумбатов-Южин Александр Иванович
Сумба́тов-Ю́жин Алекса́ндр Ива́нович, Южин, (настоящая фамилия Сумбатов) [4(16).9.1857, село Кукуевка (по другим сведениям, Муравлёвка), Тульская губерния – 17.9.1927, Ницца, Франция; похоронен в Москве], российский актёр, драматург, театральный деятель, народный артист Республики (1922).
Из грузинской княжеской семьи. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. На профессиональной сцене дебютировал в 1876 г. в Тифлисе (ныне Тбилиси). С 1881 г. в московской труппе А. А. Бренко. С 1882 г. в Малом театре (под псевдонимом Южин). Огромное значение придавал слову. Его сценическая речь отличалась неожиданностью интонаций, мелодическим разнообразием. Лирический пафос его ранних ролей – Дюнуа и Мортимер («Орлеанская дева» и «Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Дон Санчо («Звезда Севильи» Лопе Ф. де Веги Карпьо) – вскоре сменился пафосом силы воли и духа: Карл V и Рюи Блаз («Эрнани» и «Рюи Блаз» В. Гюго), маркиз Поза («Дон Карлос» Шиллера), посадник Глеб («Посадник» А. К. Толстого). Не обладая большим трагическим темпераментом, Южин-Сумбатов вырабатывал точный рисунок роли, живописность облика. Величественность и масштаб отличали роли в драмах У. Шекспира – Яго («Отелло»), Макбет («Макбет»). Играл комедийные, характерные роли; был мастером реплики, что придавало блеск его поздним комедийным образам: Фигаро («Женитьба Фигаро» П. Бомарше), Репетилов и Фамусов («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Болингброк («Стакан воды» Э. Скриба), Телятев («Бешеные деньги» А. Н. Островского). В 1909 г. возглавил Малый театр. С позиции театра как «искусства живой жизни» полемизировал с современными театральными течениями и с тем, что представлялось ему режиссёрским засильем; в то же время пополнял репертуар современной драматургией (Л. Н. Андреев, О. Уайльд, Б. Шоу). С 1918 г. председатель Совета, с 1919 г. председатель дирекции, затем директор и почётный директор Малого театра. В теоретическое наследие Южина-Сумбатова входят статьи и выступления, воспоминания о Л. Н. Толстом, портреты П. С. Мочалова, М. Н. Ермоловой, А. П. Ленского и др.
Автор пьес, в которых соединял зоркость и остроумие современных наблюдений с романтической трактовкой характеров: «Листья шелестят» (1881), «Муж знаменитости» (1884), «Арказановы» (1886), «Цепи» (1888), «Джентльмен» (1897), «Закат» (1899), «Измена» (1903).