Мочалов Павел Степанович
Моча́лов Па́вел Степа́нович [3(15).11.1800, Москва – 16(28).3.1848, там же], российский актёр, один из крупнейших трагиков эпохи русского романтизма. Занимался драматическим искусством под руководством отца – актёра Московской императорской труппы, в прошлом крепостного актёра – С. Ф. Мочалова. В 1817 г. дебютировал на московской сцене в роли Полиника («Эдип в Афинах» В. А. Озерова) и был принят в труппу (с 1824 Малый театр). В первые годы Мочалов выступал в разнообразном репертуаре: в трагедиях Вольтера («Танкред»), Озерова («Фингал»), комедиях А. А. Шаховского («Пустодомы») и др. Уже в этих ролях восхищал зрителей естественностью, свободой выражения чувств, независимостью от канонических правил классической школы игры. В его репертуаре значительное место занимали романтическая драма (Кин – «Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма, Торквато Тассо – «Торквато Тассо» Н. В. Кукольника, и др.) и мелодрама (Мейнау – «Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу, Жорж де Жермани – «Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканжа и М. Дино, и др.). Выступал в главных ролях в переделках для сцены романтических поэм А. С. Пушкина («Керим-Гирей, крымский хан» по мотивам «Бахчисарайского фонтана», «Алеко» по мотивам «Цыган»). Добивался возможности сыграть Арбенина в «Маскараде» М. Ю. Лермонтова, но цензура не позволила постановку пьесы. В первой постановке «Горя от ума» А. С. Грибоедова на московской сцене сыграл роль Чацкого (1831). Игра Мочалова отличалась бурной эмоциональностью, богатством оттенков, контрастов, стремительных переходов от спокойствия к возбуждению. Расцвет таланта Мочалова пришёлся на 1830–1840-е гг. Лучшие роли он создал в произведениях У. Шекспира (король Лир, Отелло, Ричард III, Ромео – «Король Лир», «Отелло», «Ричард III», «Ромео и Джульетта») и Ф. Шиллера (Карл Моор – «Разбойники», Фердинанд и Миллер – «Коварство и любовь», Мортимер – «Мария Стюарт», Дон Карлос – «Дон Карлос»). В 1837 г. сыграл в свой бенефис роль Гамлета («Гамлет» Шекспира). Мочалов – автор романтической драмы «Черкешенка», шедшей с его участием на сцене Малого театра (1840, роль Джембулата), и ряда лирических стихотворений.