Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой
Моско́вский драмати́ческий теа́тр и́мени М. Н. Ермо́ловой, драматический театр.
Организован в 1925 г. выпускниками студии при Малом театре под руководством Е. К. Лешковской, С. В. Айдарова и Н. Ф. Костромского как передвижной Театр-студия имени М. Н. Ермоловой (руководитель А. М. Азарин). В 1933 г. коллектив объединился с Театром-студией имени А. В. Луначарского (организованной М. А. Терешковичем в 1929; в студии работала М. О. Кнебель). В 1937 г. произошло слияние с Театром-студией под руководством Н. П. Хмелёва (где также одновременно работала Кнебель, сыгравшая важную роль в объединении коллективов). Хмелёв возглавлял театр в 1937–1945 гг.
Здание театра
С 1933 г. Московский театр имени М. Н. Ермоловой размещался в здании бывшего электротеатра (кинотеатра) на Елоховской улице (ныне Спартаковская улица; в основе здания – особняк 2-й половины 19 в.; перестройка в духе неоклассицизма, 1914, архитектор И. Н. Шибанов; ныне вмещает Московский театр кукол). С 1946 г. театр занимает часть бывшего Постниковского пассажа на Тверской улице (в 1932–1990 улица Горького), дом 5/6 (в основе здания – городская усадьба Долгоруких начала 19 в.; перестройка в русле необарокко, 1887, архитектор С. С. Эйбушитц; перестройка, 1889, архитектор С. Ф. Воскресенский; перестройка, 1910–1913, архитектор И. П. Злобин; реконструкция, 1948–1951. В 1931–1938 в здании работал Государственный театр имени В. Э. Мейерхольда).
История театра
Первые спектакли театра после объединения: «Дети солнца» М. Горького (1937, режиссёры Кнебель и Хмелёв), «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского (1937; режиссёры Азарин, А. Платонов, руководитель постановки Хмелёв), «Бедная невеста» А. Н. Островского (1938, режиссёр Хмелёв), В процессе их подготовки формировалась объединённая труппа двух бывших студий, складывались общие творческие принципы.
Программным спектаклем, знаменовавшим рождение нового театра, стала постановка комедии «Как вам это понравится» У. Шекспира (1940, режиссёры Кнебель и Хмелёв). Лаконизм оформления (художник Н. А. Шифрин), простота и естественность мизансценического рисунка, психологическая глубина и лиризм актёрского исполнения определили своеобразие этой работы (Жак – В. С. Якут, Орландо – Ф. Г. Корчагин, Оселок – Д. П. Фивейский, Розалинда – Л. Р. Орданская, Селия – О. В. Николаева).
Ироническое звучание отличало спектакль «Время и семья Конвей» Дж. Б. Пристли (1940; режиссёр А. М. Лобанов; в 1945–1956 главный режиссёр). Удачей стала и поставленная Лобановым комедия «Бешеные деньги» Островского (1945), отличавшаяся характерной для коллектива остротой социальных обличений, саркастичностью. За время руководства театром Лобанов выпустил ряд спектаклей, имевших широкий общественный резонанс: «Старые друзья» Л. А. Малюгина (1946), «Спутники» по одноимённому роману В. Ф. Пановой (1947) и др.
Последовавшие позже постановки по пьесам М. Горького имели важное значение для профессионального роста труппы: «Дачники» (1949), «Достигаев и другие» (1952, совместно с В. Г. Комиссаржевским).
Крупный зрительский успех имел спектакль «Пушкин» А. П. Глобы (1949, режиссёр Комиссаржевский).
Художественные принципы, выработанные Хмелёвым и Лобановым, проявились и в спектаклях 1950-х – начала 1960-х гг.: «Европейская хроника» А. Н. Арбузова (1953, режиссёр А. А. Гончаров), «Чудак» Н. Хикмета (1956, режиссёр Комиссаржевский), «Преступление и наказание» по одноимённому роману Ф. М. Достоевского (1957, режиссёр П. П. Васильев), «Обоз второго разряда» Д. И. Давурина (1957) и «Глеб Космачёв» (1960) М. Ф. Шатрова (оба спектакля поставлены Л. В. Варпаховским, в 1957–1961 главный режиссёр), «Суббота, воскресенье, понедельник» Э. Де Филиппо (1962), «Сотворившая чудо» У. Гибсона (1963, оба – режиссёр А. Б. Шатрин), «Бег» М. А. Булгакова (1967, режиссёр Гончаров).
В 1970–1985 гг. главный режиссёр В. А. Андреев. Одним из первых поставил на российской сцене пьесы «Прошлым летом в Чулимске» (1974) и «Утиная охота» (1979) А. В. Вампилова. Среди других его постановок: «Бал воров» Ж. Ануя (1966, 1974), «Не в свои сани не садись» Островского (1972), «Играем Стриндберга» Ф. Дюрренматта (1974), «Белое лето» О. А. Кучкиной, «Черёмуха» В. П. Астафьева (обе – 1976), «Стечение обстоятельств» по ранним рассказам Вампилова, «Крейцерова соната» по повести Л. Н. Толстого, «Деньги для Марии» по повести В. Г. Распутина (все – 1978), «Пропавший сюжет» (1992), «Пат, или Игра королей» П. Когоута (1994), «Союз одиноких сердец» (1994), «Перекрёсток» (1998) и «Невидимки» (2004) Л. Г. Зорина, «Батальоны просят огня» по повести Ю. В. Бондарева (1981), «Василиса Мелентьева» Островского (1982), «Глубокое синее море» Т. Раттигана (1984), «Бедность не порок» Островского (1993), «Нахлебник» И. С. Тургенева, «Дядя Ваня» А. П. Чехова (обе – 1995), «Битва ангелов» Т. Уильямса (1997), «Дама с собачкой» по рассказу Чехова, «Великая Екатерина» Б. Шоу (обе – 1998), «Танго» С. Мрожека (1999), «Велосипед Чингисхана» Р. Эрдурана (2000), «Обманщики» Н. М. Птушкиной по сценарию М. Карне (2003), «Странная книга любви…» Ф. Саган (2005), «Исповедь начинающего» Вампилова (2008, совместно с Ф. Р. Веригиной).
В 1985–1991 гг. главный режиссёр В. В. Фокин. Общественным событием первого сезона театра под его руководством стал открыто публицистический спектакль «Говори...» А. М. Буравского по мотивам очерков «Районные будни» В. В. Овечкина (1985). Другие спектакли: «Спортивные сцены 1981 года» Э. С. Радзинского (1986), «Приглашение на казнь» по роману В. В. Набокова (1989).
В 1990 г. театр разделился на две труппы: Московский театр имени М. Н. Ермоловой (художественным руководителем вновь стал Андреев) и московский Международный театральный центр имени М. Н. Ермоловой (под руководством Фокина; с 1994 Московский Театр-Центр имени М. Н. Ермоловой). В 1996 г. две труппы фактически объединились (в спектакле «Мария Стюарт» Ф. Шиллера впервые были заняты актёры из двух коллективов).
В 2001 г. два театральных коллектива официально воссоединились под названием Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой (Андреев возглавил объединённый театр, руководил им до 2012 г., с этого года был назначен президентом театра и оставался им до конца жизни).
Среди спектаклей конца 1980-х – начала 2010-х гг.: «Костюмер» Р. Харвуда (1987), «Наш Декамерон» Радзинского (1989), «Железная воля» по повести Н. С. Лескова, «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Н. Ю. Голиковой (оба – 1995), «Прибайкальская кадриль» В. П. Гуркина (1999), «Царь Максимилиан» А. М. Ремизова (2000), «Александр Пушкин» В. С. Безрукова, «Благодарю Вас навсегда» Е. А. Евтушенко (оба – 2002), «Женитьба» Н. В. Гоголя (2003), «Лунные воды» Н. Хантера, «Раба своего возлюбленного» Лопе де Веги (оба – 2004), «Фотофиниш» П. Устинова (2006), «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина (2009), «Весенняя гроза» Уильямса (2010), «Мордасовские страсти» по мотивам повести «Дядюшкин сон» Достоевского (2010), «И страстью дрогнули сердца...» по драматическим произведениям А. С. Пушкина (2011), «Одесса 913» по произведениям И. Э. Бабеля.
С 2012 г. художественный руководитель О. Е. Меньшиков.
Спектакли после 2012 г. (созданные ранее российской антрепризной театральной компанией «Театральное товарищество 814»), вошедшие в репертуар театра: «Игроки» Гоголя (2002), «1900» А. Барикко (2008), «Оркестр мечты. Медь» – театральные миниатюры на стихи Д. С. Самойлова с участием духового оркестра (2011; все – постановка Меньшикова совместно с режиссёром Г. В. Дубовской).
Среди других постановок этого периода: «Язычники» А. Яблонской, «Самая большая маленькая драма» по драматическому этюду «Лебединая песня» («Калхас») Чехова (обе – 2012), «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, «Гамлет» Шекспира (обе – 2013), «Ромео и Джульетта. Версия» В. В. Печейкина по трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Из пустоты... (Восемь поэтов)» по поэзии русского зарубежья, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Утюги» Яблонской (все – 2014), «Ревизор» Гоголя (2015), «Счастливчики» К. Денниг (2016), «Утиная охота» Вампилова (2017), «Макбет» Шекспира (2018), «Оглянись во гневе» Дж. Осборна, «Леди Макбет Мценского уезда» Я. А. Пулинович по очерку Лескова, «Маленькие трагедии» Пушкина (все – 2021), «Петя и волк» С. С. Прокофьева (2022), «Комната Адлера» А. А. Букреевой (2023).
В сезон 2012/2013 Меньшиков учредил ежегодную Независимую театральную премию имени Андрея Лобанова.
Актёры (в разные годы): Н. С. Архангельская (Вишневски), К. И. Асмус, Л. И. Борисов, М. С. Бортник, Б. Е. Быстров, Г. М. Вицин, Л. П. Галлис, З. Е. Гердт, Т. Н. Говорова, С. В. Головина, Р. С. Губина, С. Х. Гушанский, Е. Д. Дементьева, Б. В. Дергун, Т. А. Догилева, В. П. Ерёмичев, А. Д. Жарков, В. И. Зайцев, И. Г. Киселёва, Э. С. Кириллова, А. А. Колесников, Е. П. Кононенко, Е. Г. Королёва, Ф. Г. Корчагин, В. П. Лекарев, С. А. Любшин, О. И. Матушкина, Ю. Н. Медведев, Д. А. Мельникова, Б. М. Миронов, А. Я. Михайлов, В. М. Молоков, А. И. Назарова, О. В. Николаева, Л. Р. Орданская, Д. Ю. Павленко, В. В. Павлов, В. П. Павлов, С. А. Павлова, Е. А. Папанова, А. С. Пашутин, А. А. Петров, Н. И. Потапова, В. А. Проскурин, Т. Р. Рудина, И. В. Савина, В. В. Саракваша, О. И. Селезнёва, Н. В. Селивёрстова, Е. С. Силина, И. И. Соловьёв, Н. А. Сычёва, Н. Д. Татаренков, Е. В. Уралова, Э. Ю. Урусова, Д. П. Фивейский, О. В. Филипчик, А. И. Шейнин, Т. Ю. Шумова, Г. И. Энтин, В. С. Якут и др.