Мейнингенский театр
Ме́йнинге́нский теа́тр (Meininger Theater), немецкий театр.
Основан в конце 18 в. в Мейнингене (Майнингене), столице Саксен-Мейнингенского герцогства, как придворный. В 1831 г. построено здание. Первоначально здесь работали оперная и драматическая труппы, с 1866 г. – только драматическая. В 1871 г. стал городским.
Получил широкую известность в 1860–1890-х гг. Период наибольшего подъёма связан с деятельностью герцога Георга II (по его инициативе, в частности, создана постоянно действующая труппа) и Л. Кронека. Будучи профессиональным живописцем и рисовальщиком, Георг II уделял большое внимание художественно-оформительской части (автор многих эскизов костюмов и декораций). Его помощницей была актриса Эллен Франц (впоследствии жена герцога), ведавшая репертуаром театра и работавшая с актёрами.
В 1866 г. Кронек дебютировал на сцене Мейнингенского театра как актёр, с 1874 г. возглавлял труппу. При поддержке Георга II, опираясь на постановочные традиции Ф. фон Дингельштедта, Э. Ф. Девриента и Ч. Кина, осуществил ряд сценических реформ, отведя режиссуре главенствующую роль в театре. Утверждался принцип актёрского ансамбля, придавалось первостепенное значение зрелищно-постановочной культуре спектакля, в результате длительных репетиций достигалась слаженность разнообразных его элементов, все его компоненты подчинялись единому режиссёрскому замыслу. С особой тщательностью ставились массовые сцены. В театре был создан штат статистов, толпа в спектакле разбивалась на маленькие группы, которые возглавляли актёры.
Стремясь к исторической, этнографической и бытовой достоверности, Георг II приглашал в качестве консультантов ведущих историков и археологов. Основу репертуара составляла главным образом классическая драма («Орлеанская дева», «Мария Стюарт», «Лагерь Валленштейна» Ф. Шиллера; «Юлий Цезарь», «Гамлет», «Макбет», «Венецианский купец» У. Шекспира). Ставились также пьесы Г. фон Клейста, Г. Э. Лессинга, Ф. Грильпарцера, Мольера, Дж. Г. Байрона, Г. Ибсена.
Л. Кронек выдвинул идею организации гастрольных поездок театра, которые должны были дать материальные средства, а также возможность ограничивать репертуар небольшим количеством пьес, тщательно работать над каждой постановкой. В 1874–1890 гг. труппа систематически гастролировала в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Австро-Венгрии, Скандинавских странах, Египте, России (1885, 1890), оказав заметное влияние на развитие мирового театра, и прежде всего искусства режиссуры (в том числе на формирование К. С. Станиславского). После смерти Кронека Георг II не захотел заменить его кем-либо и прекратил гастроли.
К середине 1890-х гг. Мейнингенский театр постепенно утратил своё значение.
В марте 1908 г. пожар почти полностью разрушил здание. После реконструкции театр вновь открылся 17 декабря 1909 г. К концу 2011 г. полностью перестроен.