Плучек Валентин Николаевич
Плу́чек Валенти́н Никола́евич [22.8(4.9).1909, Москва – 17.8.2002, там же], российский режиссёр, народный артист СССР (1974).
В 1929 г. окончил актёрский, в 1932 г. – режиссёрский факультет Государственных экспериментальных театральных мастерских (Гэктемас) под руководством В. Э. Мейерхольда, в 1933–1937 гг. режиссёр-педагог. С 1929 г. актёр Государственного театра имени Вс. Мейерхольда (Офицер – «Ревизор» Н. В. Гоголя, Валериан Сметанич – «Мандат» Н. Р. Эрдмана и др.). В 1930 г. ассистент Мейерхольда в работе над спектаклем «Баня» В. В. Маяковского, сыграл в нём Моментальникова и Режиссёра.
В 1932 г. организовал ТРАМ электриков, в 1938 г. (совместно с А. Н. Арбузовым) – Московскую государственную театральную студию (т. н. Арбузовская студия, в 1941 реорганизована во фронтовой театр), где был одним из постановщиков пьесы «Город на заре», сочинённой Арбузовым вместе со студийцами.
С 1942 г. руководил Театром Северного флота, где за годы Великой Отечественной войны поставил спектакли: «Давным-давно» А. К. Гладкова, «Собака на сене» Лопе де Веги и др. С 1945 г. главный режиссёр Московского гастрольного театра.
С 1950 г. в Московском театре сатиры (возглавлял театр в 1957–2000). Основная направленность творчества Плучека определилась уже в одной из первых самостоятельных постановок – вечере классической русской сатиры «Страницы минувшего» по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, Гоголя, И. С. Тургенева (1953).
В годы борьбы за реабилитацию и возвращение имени Мейерхольда особое значение для Плучека имели постановки пьес Маяковского: «Баня» (с Н. В. Петровым и С. И. Юткевичем, 1953; 2-я редакция – 1967), «Клоп» (с Юткевичем, 1955), «Мистерия-Буфф» (1957). Событиями театральной и общественной жизни Москвы стали спектакли: «А был ли Иван Иванович?» (1957) и «Дамоклов меч» (1959) Н. Хикмета, «Тёркин на том свете» А. Т. Твардовского (1966), «Самоубийца» Эрдмана (1982; спектакль запрещён, восстановлен в 1986). Публицистическая острота отличала спектакли: «У времени в плену» А. П. Штейна (1970), «Пена» С. В. Михалкова (1975; Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского, 1977), «Ремонт» М. М. Рощина (1975), «Бег» М. А. Булгакова (1977), «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана (1979), «Гнездо глухаря» В. С. Розова (1980). В лучших постановках Плучека склонность к гротеску и едкой сатире сочеталась с глубоким лиризмом: «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу (1962), «Интервенция» Л. И. Славина (1967), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1969), «Ревизор» Гоголя (1972, 1998), «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта и К. Вайля (1980, 1996). Юмором, темпераментом, мажорными по внутренней структуре решениями отличались комедии: «Женский монастырь» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского (1964), «Таблетку под язык» А. Е. Макаёнка (1972), «Маленькие комедии большого дома» А. М. Арканова и Г. И. Горина (1973), «Укрощение строптивой» У. Шекспира (1994; премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства, 1997) и др.
Среди других постановок: «Жорж де Валера» Ж.-П. Сартра (1956), «Обнажённая со скрипкой» Н. Кауарда (1960), «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М. Фриша (1966), «Трибунал» В. Н. Войновича (1989), «Идеальный муж» О. Уайльда (1991), «Горячее сердце» А. Н. Островского (1992).
Международная премия Станиславского (1996).
Награждён орденами Отечественной войны 2-й степени (1945, 1985), Трудового Красного Знамени (1970), Дружбы народов (1979), «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (1999).
Двоюродный брат – П. Брук.
В 2009 г. в Москве открылся музей-квартира В. Н. Плучека (филиал Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина). В 2010 г. на этом доме (Большая Бронная, 2/6) установлена мемориальная доска (автор В. Н. Шихарев).