Чехов Михаил Александрович
Че́хов Михаи́л Алекса́ндрович [16(28).8.1891, Санкт-Петербург – 30.9 (по другим сведениям, 1.10).1955, Беверли-Хилс, штат Калифорния, США], российский актёр, режиссёр, педагог, заслуженный артист Республики (1924).
Племянник А. П. Чехова. В 1910 г. окончил Театральную школу А. С. Суворина при театре Литературно-художественного общества в Санкт-Петербурге и был принят в труппу.
С 1912 г. сотрудник филиального отделения Московского Художественного театра (МХТ). К. С. Станиславский заметил дарование актёра, работал с ним над ролями Епиходова («Вишнёвый сад» Чехова), Миши («Провинциалка» И. С. Тургенева) и др. С осени 1912 г. в 1-й студии МХТ. Смысл студии определял как «собрание верующих в религию Станиславского». Формировался также под влиянием Л. А. Сулержицкого, Е. Б. Вахтангова, а с 1921 г. – символизма А. Белого и антропософии Р. Штайнера. В студии создал образы Кобуса («Гибель "Надежды"» Г. Гейерманса), Мальволио («Двенадцатая ночь» У. Шекспира), Калеба («Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу), Фрибе («Праздник мира» Г. Гауптмана), Фрезера («Потоп» Ю. Бергера). Трагический образ Эрика XIV («Эрик XIV» А. Стриндберга), чья душевная боль была переведена на лёгкий, «танцующий» театральный язык, как и сыгранный во МХАТе фантасмагорический Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя), поразивший современников дерзкой точностью трактовки и импровизационностью исполнения, выдвинули Чехова в число крупнейших русских актёров. Работая под руководством Вахтангова, разделял его взгляды на Систему Станиславского. Попытки осмыслить и развить её побудили Чехова в 1918 г. создать студию (Чеховская студия; руководил до 1921 г.). После успешных для Чехова гастролей 1-й студии МХТ за рубежом в 1922 г. возглавил студию, преобразованную в 1924 г. во МХАТ 2-й. В открывшем театр шекспировском «Гамлете» сыграл заглавную роль – современного интеллигента, отстаивающего духовное в человеке. Роли: Аблеухов («Петербург» А. Белого), Муромский («Дело» А. В. Сухово-Кобылина). Пьесам, прямо отражавшим сиюминутные события, предпочитал классический репертуар. В постановке классических произведений участвовал как педагог, предлагая актёрам упражнения, помогавшие проникновению в образ; вёл занятия по развитию техники актёра. Отказ от современной драматургии вызвал протест у части труппы, а педагогические упражнения и увлечение антропософией – подозрения в мистике.
В 1928 г. Чехов отказался от руководства театром и, опасаясь ареста, уехал в Германию. Из Германии обратился в Главискусство с просьбой о годовом отпуске и возможности по возвращении создать Театр классических постановок. Отпуск предоставили, в театре отказали. В Берлине работал у Макса Рейнхардта. Сыграл Скида («Артисты» Г. Уоттерса и А. Хопкинса), Юзика («Юзик» О. Дымова), Князя («Феа» Ф. фон Унру). Поставил «Двенадцатую ночь» Шекспира в студии «Габима». В 1930–1931 гг. пытался организовать свой театр в Париже (спектакль «Дворец пробуждается» по русским сказкам). В 1932–1934 гг. работал в Риге, оказав большое влияние на развитие театрального искусства в Прибалтике. Среди постановок: «Эрик XIV» (Эрик) и «Гамлет» (Гамлет) Шекспира, «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого (Грозный) – Национальный театр; «Село Степанчиково» по Ф. М. Достоевскому (Фома) – Русский театр (все 1932). В каунасском Театре русской драмы поставил спектакли: «Гамлет» (1932), «Двенадцатая ночь» и «Ревизор» (оба 1933). Вёл занятия в Латышской театральной школе и курсы профессиональных актёров в Сигулде. С труппой, созданной из оставшихся за границей актёров МХАТа, в 1935 г. поехал на гастроли в Америку. В 1935–1938 гг. работал в Великобритании, где возглавлял театральную студию в поместье меценатов Элмхерстов. Здесь Чехов оформил свой метод обучения актёрскому мастерству в систему. В 1938 г. студия переехала в США, в начале 1939 г. преобразовалась в Театр Чехова, просуществовавший до 1942 г. Среди постановок: «Бесы» Г. С. Жданова по письмам и произведениям Достоевского (1939), «Король Лир» Шекспира (1941). С 1942 г. в Голливуде, преподавал актёрское мастерство. В Лаборатории актёров в Лос-Анджелесе поставил пьесу «Ревизор» (1946). Среди учеников – М. Монро, Г. Пек, Ю. Бриннер. Снимался в фильмах «Человек из ресторана», «Призраки счастья», «Заворожённый», «Рапсодия» и др.