«Охотники» (актёрские труппы)
«Охо́тники» (актёрские труппы), любительские и полупрофессиональные актёрские труппы в России в начале 1730-х гг. и в нач. 1770-х гг.
В исторических исследованиях упоминаются под названиями «партикулярные» (т. е. частные, вольные, независимые, гражданские), «городские демократические», «труппы охочих комедиантов»; современники называли участников подобных трупп «охотники». Их деятельность явилась переходной ступенью от любительского театра к профессиональному. В существовании трупп «охотников» можно выделить 2 периода. Для раннего (чисто любительского) – с начала 1730-х по конец 1740-х гг. – характерны бессистемность, случайность во всех сторонах деятельности трупп, когда спектакли (мемуаристы называют их также «игрищами») устраивались в основном в необорудованных помещениях. Зрелый (полупрофессиональный) период – в Санкт-Петербурге с 1747 г., в Москве с 1749 г. до начала 1770-х гг. – отмечен постепенным переходом от эпизодичности к сезонности, однако актёрская профессия ещё не стала в это время основной для участников спектаклей. Труппы «охотников» составлялись из людей разных сословий и социальных групп, участвовавших в театральных представлениях в свободное время: служащих разных контор (копиистов, подканцеляристов, канцеляристов и т. п.), купцов 2-й и 3-й гильдий, мастеровых, отставных военных нижних чинов, студентов духовных академий и семинарий, домовых крепостных людей и т. п. Собирались они на время спектаклей, которые устраивались сначала только в праздники (в основном на Святки – с 25 декабря по 6 января), позднее и на Масленицу; затем их выступления приобрели определённую периодичность и давались в выходные, праздничные и «викториальные» дни. За посещение спектаклей со зрителей взималась небольшая плата. В труппу входило обычно 11–15 человек, руководил ею «медиатор», бравший на себя ответственность за аренду помещения для спектаклей и другие обязанности. Он нанимал дом или палату, в зрелый период это было, как правило, помещение, специально оборудованное для театральных представлений: просторный зал, иногда здание домашнего или даже частного публичного театра. Репертуар трупп составляли «российские комедии», под названием которых объединились «школьные» драмы, различные «акты» и «гистории», инсценированные по литературным произведениям – в ранний период, а в последние годы существования также западноевропейская и отечественная драматургия.
Труппы «охотников» внесли значительный вклад в формирование национального профессионального театрального искусства; многие русские актёры первых лет существования профессиональной сцены в Санкт-Петербурге и в Москве вышли из числа «охотников», в том числе Ф. Г. Волков, организовавший подобную труппу в Ярославле.