Гаркави Михаил Наумович
Гарка́ви Михаи́л Нау́мович (настоящие фамилия имя и отчество Моисей Наумович Гаркави) [14(26).3.1897, Бобруйск, Минская губерния, Российская империя, ныне Могилёвская область, Республика Беларусь, по другим данным, Москва – 23.10.1964, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище], российский артист эстрады, конферансье, актёр театра и кино.
Сын провизора Наума Борисовича Гаркави [Нахмана Берковича Гаркави (1860–1933)] и стоматолога Любови Львовны Гаркави [Ривки-Блюмы Лейбовны, урождённой Берхин (1874–1933)]. После пожара 19 апреля (1 мая) 1902 г., уничтожившего бо́льшую часть Бобруйска, семья переехала в Москву, где отец стал работать в банке, а мать – в книжном издательстве.
По окончании в 1915 г. 6-й Московской гимназии М. Н. Гаркави поступил на медицинский факультет Московского университета и одновременно на театральное отделение Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. В 1916 г. принят в труппу МХАТ, где участвовал в массовых сценах и играл роль Хлеба в спектакле «Синяя птица» М. Метерлинка (режиссёр К. С. Станиславский, 1908). В 1918 г. оставил учёбу в университете и в училище и посвятил себя актёрской профессии.
В 1919–1922 гг. играл в Камерном театре, театре Дворца имени Октябрьской революции, Опытно-героическом театре, Московском детском театре, Драматическом театре имени В. Ф. Комиссаржевской, сотрудничал с московским Пролеткультом. С 1922 г. в труппе театра-кабаре «Нерыдай», где начал осваивать жанр конферанса; там же познакомился со своей первой женой, танцовщицей Л. М. Беркович.
В 1924–1926 гг. участник «Синей блузы» (с 1925 руководил одним из коллективов), играл в коротких сценах, исполнял фельетоны, пел куплеты, танцевал, выступал ведущим концертных программ. В 1927 г. артист Ленинградского театра Сатиры.
В 1928 г. выступал в качестве конферансье в Московском эстрадном театре «Эрмитаж», что определило его дальнейший творческий путь, связанный с жанром конферанса. Главным его наставником на этом пути стал А. Г. Алексеев, вместе с которым они много работали и гастролировали. «Была у Гаркави не только отличная театральная школа, но и школа "малых форм", как бы подводящая его к эстраде. <...> Но была еще одна школа, которая сыграла едва ли не решающую роль в рождении Гаркави – конферансье. Школа, именуемая совсем просто: Алексей Григорьевич Алексеев. В жанре конферанса Гаркави был учеником этого замечательного мастера, ...обрел необходимую для конферансье импровизационную форму, уверенность, остроту реакции и до последних своих дней на эстраде оставался едва ли не самым боевым конферансье-полемистом» (Бейлин. 1971. С. 116–117). Переняв азы профессии у Алексеева, М. Н. Гаркави выработал собственную уникальную манеру конферанса, сочетавшую демократизм и интеллигентность, репризу и интермедию. Высокого роста и весьма полный, он превратил особенности своей внешности в неотъемлемые черты артистического образа: часто шутил сам над собой, был пластичен и обаятелен. На сцене вёл себя непринуждённо, оригинально отвечал на любые реплики из зрительного зала, читал скетчи, рассказывал анекдоты, много импровизировал, тем самым стирая барьер между артистом и публикой.
В 1928–1931 гг. работал в Центральном доме Красной армии имени М. В. Фрунзе, в 1931–1935 гг. в Московском мюзик-холле, с 1936 г. в объединении «Московская государственная эстрада» (в дальнейшем Всесоюзное гастрольно-концертное объединение). М. Н. Гаркави стал первым советским исполнителем роли Деда Мороза, произнесённая им 1 января 1937 г. на первом всесоюзном детском утреннике в Колонном зале Дома Союзов фраза «Ёлочка гори!» стала впоследствии неотъемлемой частью детских новогодних праздников.
В 1939 г. конферировал в Театре эстрады и миниатюр. Е. Д. Уварова отмечала: «Присущее Гаркави обаяние сразу же располагало к нему зрителей. Умело подавая отдельные номера и мастерски объединяя их, он задавал хороший темп даже серьёзным, "идеологическим" (к примеру, сценке "Часы с боем", посвященной оккупации советскими войсками Западной Белоруссии) и тем самым "облегчал" программу» (Уварова. 2011. С. 74).
В период советско-финляндской войны 1939–1940 гг. выступал перед советскими солдатами на передовой. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в составе первой постоянной фронтовой бригады артистов (сформирована в июле 1941, первое выступление состоялось 10 августа 1941) вместе с женой Л. А. Руслановой (в браке в 1929–1942), В. Я. Хенкиным, И. И. Гедройцем и другими артистами регулярно выезжал на передовую. Н. П. Смирнов-Сокольский вспоминал: «Михаил Гаркави был в числе первых артистов, выехавших на фронт, и последних, с него вернувшихся. Вместе с Советской армией прошёл он фронтовые пути от Львова до Сталинграда, и от Сталинграда до Берлина, дав бесчисленно количество концертов – на круг не менее 3–4 ежедневно... У артиста эстрады Гаркави весьма редкая для работника искусства награда – боевой орден Отечественной войны 1-й степени. Знали и любили Гаркави на фронте потрясающе. Я сам был свидетелем, как один генерал, подписав пропуска всем артистам бригады, ему лично никакого пропуска не дал, а сказал, смеясь, – "Этого толстого черта у нас везде и так пропускают"» (цит. по: Арнольдова Е. Воспоминания о Михаиле Гаркави // Эстрада сегодня и вчера. 2016).
М. Н. Гаркави стал прототипом конферансье Апломбова в спектакле Государственного академического центрального театра кукол имени С. В. Образцова «Обыкновенный концерт» (1946, с 1968 «Необыкновенный концерт»).
В 1957 г. играл в спектакле «Муж, жена и конферансье» по мотивам рассказов С. Гроздненьской (конферансье, режиссёр А. Г. Вовси). В 1958 г. в Московском государственном театре эстрады поставил эстрадный спектакль для детей «В гостях у дяди Миши». В 1960–1964 гг. выступал ведущим концертных программ джаз-оркестра Эдди Рознера.
Снялся в фильмах: «Борьба за Ультиматум» (Серов, режиссёр Д. Н. Бассалыго, 1923, фильм не сохранился), «Из искры пламя» (поп Митрофанов, режиссёр Д. М. Бассалыго, 1924), «Красный тыл» (министр Гольберт, режиссёр Д. М. Бассалыго, 1924), «Сталинградская битва» (Герман Геринг, режиссёр В. М. Петров, 1949), «Весёлые звезды» (член жюри эстрадного конкурса, режиссёр В. П. Строева, 1954), «Девушка без адреса» (артист, застрявший в лифте, режиссёр Э. А. Рязанов, 1957). Принял участие в документальном фильме «Мяч в игре» (режиссёр М. Ф. Ошурков, 1959).
Награждён орденом Отечественной войны 1-й степени (1945).
Жена Людмила Петровна Михайленко-Гаркави (урождённая Михаленко-Лаурина) (1904–1988) – певица, исполнительница русских песен.