Центральный академический театр Российской Армии
Центра́льный академи́ческий теа́тр Росси́йской А́рмии (ЦАТРА), российский драматический театр в Москве.
Создан в 1930 г. как Центральный театр Красной Армии (с 1951 Центральный театр Советской Армии; с 1993 современное название), с 1975 г. академический.
Первоначально организованный для обслуживания бойцов и командиров Красной Армии (афиша театра формировалась из произведений героической военной тематики), со временем стал одним из ведущих российских коллективов, обладающим сильной труппой и богатым репертуаром (отечественная и зарубежная классическая драматургия, пьесы современных авторов).
В 1-е десятилетие существования театра спектакли шли в концертном зале Центрального дома Красной Армии; с 1940 г. – в специально построенном здании (в плане – 5-конечная звезда, архитекторы К. С. Алабян, В. Н. Симбирцев), где функционирует самая крупная в Европе сценическая площадка для драматических спектаклей. На рубеже 1920–1930-х гг. театр состоял из четырёх «цехов»: драматического, «малых форм», кукольного («Красноармейский Петрушка») и «цеха» Красноармейской песни. К 1932 г. последние два отделились, а драматическая труппа и цех «малых форм» слились. Формирование труппы и художественное руководство осуществляла режиссёрская коллегия (В. Ф. Фёдоров, Ф. Н. Каверин, П. И. Ильин).
Начало 1930-х гг. – период поисков репертуара, установления связи с авторами. Спектакли и концерты давались в воинских частях, гарнизонах, на погранзаставах. Среди первых постановок – ревю «К. В. Ж. Д.» С. Я. Алымова, в основу которого легли события советско-китайского вооружённого конфликта 1929 г. (1930, режиссёр Фёдоров), «Первая Конная» В. В. Вишневского (1930, режиссёр Ильин). Этапным стал спектакль «Мстислав Удалой» по пьесе «Князь Мстислав Удалой» И. Л. Прута (1932), поставленный Ю. А. Завадским (руководил театром в 1932–1935), деятельность которого оказала значительное влияние на рост театральной культуры и актёрского мастерства коллектива.
В 1930-е гг. в театре также работали режиссёры: В. Б. Вильнер (художественный руководитель в 1930–1932; «Военком» А. Н. Овчины-Овчаренко, 1932), В. Г. Сахновский («Последняя жертва» А. Н. Островского, 1935), А. М. Лобанов («Восточный батальон» братьев Тур и Прута, 1935; «Волки и овцы» Островского, 1937), Е. С. Телешева («Мещане», 1935; «Васса Железнова», 1936; обе пьесы – М. Горького).
Важный этап развития театра связан с деятельностью А. Д. Попова (в 1935–1950 художественный руководитель, в 1950–1957 главный режиссёр), определившего творческую программу и воспитавшего несколько поколений актёров.
В годы Великой Отечественной войны в репертуаре патриотические спектакли: «Давным-давно» А. К. Гладкова (1942; Сталинская премия 1-й степени за 1942, вручена в 1943), «Фронт» А. Е. Корнейчука (1942, оба – режиссёр А. Д. Попов), «Нашествие» Л. М. Леонова (1943, режиссёр Д. В. Тункель) и др.
Заметными событиями стали постановки, сочетающие конкретность образов и масштабность сценической формы: «Укрощение строптивой» (1937) и «Сон в летнюю ночь» (1941) У. Шекспира (режиссёр А. Д. Попов), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1951, режиссёры А. Д. Попов, А. З. Окунчиков).
Успешно работали ученики А. Д. Попова: Тункель («На всякого мудреца довольно простоты» Островского, 1942; «Варвары» Горького, 1955), В. С. Канцель (в золотой фонд отечественного театра вошёл спектакль «Учитель танцев» Лопе де Веги, 1946), Б. А. Львов-Анохин («Фабричная девчонка» А. М. Володина, 1957; «Каса маре» И. Друцэ, 1961).
Много лет не сходили со сцены эпические постановки «Степь широкая» Н. Г. Винникова (1949; Сталинская премия 2-й степени за 1949, вручена в 1950; режиссёры А. Д. Попов, Окунчиков), «Поднятая целина» по М. А. Шолохову (1957, режиссёры А. Д. Попов, А. Б. Шатрин).
Значительное место в репертуаре занимала военно-патриотическая тема: «Барабанщица» А. Д. Салынского (1959, режиссёр Окунчиков), «Океан» А. П. Штейна (1961, режиссёр А. Л. Дунаев), «Волоколамск – Москва» А. А. Бека (1966, режиссёр Н. А. Мокин) и др.
В 1957–1958 гг. театром руководила режиссёрская коллегия (исполняющий обязанности главного режиссёра – Тункель). Главные режиссёры: Дунаев (1959–1963), А. А. Попов (1963–1973), Р. А. Горяев (1974–1978), Ю. И. Ерёмин (1982–1987).
Главные художники: Н. А. Шифрин (1934–1962), П. А. Белов (1975–1988), И. Г. Сумбаташвили (1988–2017; как приглашённый художник оформлял спектакли в 1963–1973), А. И. Глебова (с 2018).
В 1988–1994 гг. художественным руководителем был Л. Е. Хейфец (ученик А. Д. Попова). Режиссёр сотрудничал с этой труппой и ранее, поставил ставшие крупными событиями московской театральной жизни спектакли «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого (1966) и «Павел I» Д. С. Мережковского (1989; Государственная премия РСФСР, 1991). Последняя работа получила широкий отклик зрителей и критики. В заглавной роли выступил приглашённый О. И. Борисов.
Среди заметных спектаклей 1960–1990-х гг.: «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (1965, режиссёр М. О. Кнебель), «Разбойник» К. Чапека, музыка В. С. Дашкевича (1969, режиссёр О. Л. Кудряшов), «Ринальдо идёт в бой» – мюзикл П. Гаринеи и С. Джованнини, музыка Д. Модуньо (1969, режиссёры А. А. Попов, А. А. Муат), «Экзамены никогда не кончаются» Э. Де Филиппо (1976, режиссёр П. Н. Фоменко), «Святая святых» Друцэ (1976), «Человек на все времена» Р. Болта (1981, оба – режиссёр И. Унгуряну), «Счастье моё...» («Бумажный патефон») А. М. Червинского (1982), «Идиот» по Ф. М. Достоевскому (1984), «Рядовые» А. А. Дударева (1985) и «Статья» Р. Х. Солнцева (1986; все – в постановке Ерёмина), «Усвятские шлемоносцы» по Е. И. Носову (1983, режиссёр А. М. Вилькин), «Боже, храни короля!» С. Моэма (1990), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1992) и «На бойком месте» – мюзикл по Островскому на стихи Д. А. Сухарева и музыку Г. И. Гладкова (1994; все – в постановке Хейфеца), «Игрок» по Достоевскому (1991, режиссёр В. Ю. Саркисов), «Дон Жуан» А. К. Толстого (1996, режиссёр В. В. Шамиров).
С 1972 г. с театром сотрудничал А. В. Бурдонский (ученик Кнебель, с 1994 ведущий режиссёр): «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса (1978), «Ваша сестра и пленница» Л. Н. Разумовской (1995), «Британик» Ж. Расина (1997), «Приглашение в замок» Ж. Ануя (1999), «Дуэт для солистки» Т. Кемпински (2000), «Серебряные колокольчики» Г. Ибсена (2007), «Чайка» Чехова, «Элинор и её мужчины» Дж. Голдмена (оба – 2011), «С тобой и без тебя» по стихам и песням К. М. Симонова (2015), «Этот безумец Платонов» по Чехову (2016).
В 1995–2020 гг. главный режиссёр Б. А. Морозов (ученик А. Д. Попова) поставил спектакли: «Много шума из ничего» (1996), «Отелло» (1999) и «Гамлет» (2006) Шекспира, «Сердце не камень» (1997) и «Волки и овцы» (2008) Островского, «На дне» Горького (1998), «Севастопольский марш» Н. С. Скороход по «Севастопольским рассказам» Л. Н. Толстого, музыка А. П. Петрова (2003), «Одноклассники» Ю. М. Полякова (2009), «Шинель» («Зачем вы меня обижаете»?) по Гоголю (2009), «Вечно живые» В. С. Розова (2010), «Госпожа министерша» Б. Нушича (2011), «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого (2013), «Ма-Мурэ» Ж. Сармана (2014), «Филумена Мартурано» Де Филиппо (2015), «Кабала святош» Мольера (2017), «Красное колесо» по А. И. Солженицыну (2018), «Барабанщица» Салынского (2019).
С 1992 г. с театром плодотворно сотрудничает режиссёр А. Н. Бадулин (с 2020 исполняющий обязанности главного режиссёра): «Любовь – книга золотая» А. Н. Толстого (2000), «Соловьиная ночь» В. И. Ежова (2008), «Сон в летнюю ночь» Шекспира (2014), «Старомодная комедия» А. Н. Арбузова (2016), «Баба голубиная» Д. А. Минчёнка (2020), «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, «Летучий корабль» – мюзикл по сказкам А. Н. Афанасьева на стихи Ю. С. Энтина и музыку М. И. Дунаевского (оба спектакля – 2021), «Король Лир» Шекспира (2023) и др.
Руководство театром с 2020 г. осуществляется Творческой коллегией (совместно с Бадулиным и директором театра с 2012 И. И. Чурсиным).
В театре работали режиссёры: С. Н. Колосов («Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика, 2001), Ю. С. Гусман («Человек из Ламанчи» Д. Вассермана и Дж. Дэриона, 2004; «Танцы с учителем» Гусмана и И. Ш. Фридберга, спектакль-посвящение В. М. Зельдину к его 95-летию, 2010), Р. А. Лыков («Люди ждут, когда танки пойдут» А. А. Гейжан – спектакль-банкет по случаю развала СССР, 2019), Д. Х. Астрахан («Леди на день» О. Д. Данилова, 2020), А. А. Макеева («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина, 2021), Ю. В. Маковский («Женитьба» Гоголя, 2022).
Среди актёров (в разные годы): В. В. Абрамов, В. В. Асланова, А. Н. Балуев, В. А. Баринов, Н. Б. Белобородова, М. В. Белоненко, Я. К. Бережнов, В. С. Благообразов, А. Ю. Богарт, Р. П. Богданов, Д. Б. Борина, О. М. Богданова, А. В. Бусыгина, Г. М. Васильев, П. И. Вишняков, В. Д. Воилкова, О. П. Вяликова, П. И. Герага, О. Г. Герасимова, А. П. Глазкова, Е. К. Глушенко, Л. И. Голубкина, И. В. Гришенков, А. В. Данилюк, К. Н. Денискин, И. И. Дёмина, О. М. Дзисько, А. Я. Дик, Л. И. Добржанская, П. В. Должанов, А. Ю. Домогаров, А. П. Егоров, В. М. Зельдин, Д. В. Зеркалова, А. Н. Инжеватов, О. И. Кабо, А. М. Каминский, В. Я. Капустина, Л. И. Касаткина, А. В. Киреева, Е. А. Климова, Г. И. Кожакина, Н. М. Козак, С. В. Колесников, С. Н. Комаров, Ю. Д. Комиссаров, Г. Я. Крынкин, А. Ф. Крыченков, Л. С. Кукулян, Н. И. Курсевич, А. Я. Кутепов, Н. Е. Лазарев, И. В. Ледогоров, Д. М. Ломакин, А. А. Ломакина, Н. Б. Лоскутова, Е. А. Мазалова, М. М. Майоров, И. П. Марченко, О. Е. Меньшиков, А. А. Морозов, Т. Б. Морозова, А. В. Михайлушкин, Д. Ю. Назаров, А. И. Новиков, Н. И. Пастухов, М. Ф. Пастухова, М. Н. Перцовский, В. Н. Пестовский, А. А. Петров, А. М. Петров, Б. Г. Плотников, Н. И. Подгорная, А. С. Покровская, А. А. Попов, А. В. Разин, Ф. Г. Раневская, А. О. Рожковский, Д. Л. Сагал, Н. А. Сазонова, И. С. Серпокрыл, Б. А. Ситко, В. Б. Сошальский, В. Л. Стремовский, Л. В. Татарова-Джигурда, Л. М. Фетисова, К. Л. Хаирова, А. П. Хованский, А. М. Ходурский, А. Е. Хохлов, Ф. Я. Чеханков, М. А. Чиков, Л. А. Чурсина, А. Я. Чутко, М. Л. Шмаевич, Г. И. Юшко.