Охлопков Николай Павлович
Охло́пков Никола́й Па́влович [2(15).5.1900, Иркутск – 8.1.1967, Москва], российский актёр, режиссёр, народный артист СССР (1948).
Из семьи военного. В 1917 г. окончил Иркутский кадетский корпус, где принимал участие в любительских спектаклях (Телеграфист – «Свадьба» А. П. Чехова). В 1917–1919 гг. учился в художественной студии и в музыкальной школе (по классу виолончели). В 1917 г. поступил в Иркутский театр как рабочий сцены, мебельщик-декоратор; с 1918 г. актёр. В 1921 г. поставил на Тихвинской площади Иркутска массовое действо «Борьба труда и капитала» в честь Первого мая, в 1922 г. в Иркутском театре – «Мистерию-буфф» В. В. Маяковского. В начале 1920-х гг. один из основателей Молодого театра в Иркутске.
С 1922 г. в Москве. Учился в Государственных экспериментальных театральных мастерских (ГЭКТЕМАС) под руководством В. Э. Мейерхольда, с 1923 г. играл в Государственном театре имени Вс. Мейерхольда (генерал Берковец – «Учитель Бубус» А. М. Файко, Старый лодочник – «Рычи, Китай!» С. М. Третьякова).
В 1930–1937 гг. возглавлял Реалистический театр в Москве, где поставил спектакли: «Разбег» В. П. Ставского (1932), «Мать» по М. Горькому и «Железный поток» по А. С. Серафимовичу (оба – 1933), «Аристократы» Н. Ф. Погодина (1935), «Отелло» У. Шекспира (1936), «Кола Брюньон» по Р. Роллану (1937).
В 1938–1943 гг. актёр и режиссёр Театра имени Евгения Вахтангова (постановки: «Фельдмаршал Кутузов» В. А. Соловьёва, 1940; «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, 1942).
В 1943–1967 гг. главный режиссёр Московского театра драмы: «Молодая гвардия» (1947, инсценировка Охлопкова по А. А. Фадееву; Сталинская премия 1-й степени за 1946, вручена в 1947), «Гамлет» Шекспира (1954), «Гостиница "Астория"» А. П. Штейна (1956), «Иркутская история» А. Н. Арбузова (1960), «Медея» Еврипида (1961) и др.
Яркий представитель поэтического, образного мышления в режиссуре, в большинстве постановок Охлопков развивал принципы героико-патетического театра при углублённой трактовке характеров и действий героев. Для режиссуры Охлопкова характерны открытая театральность приёмов (проход актёров через зрительный зал, прямое обращение к зрителям), воплощение основных идей спектакля в сценических метафорах, заострённых пластических образах, символах.
Поставил оперы: «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса (1950; ленинградский Малый оперный театр); «Декабристы» Ю. А. Шапорина (1953) и «Мать» Т. Н. Хренникова [1957; обе – Большой театр (Москва)].
Преподавал в ГИТИСе (профессор с 1963).
Снимался в кино. Для актёрского искусства Охлопкова характерно сочетание органичности переживания с заразительной, экспрессивной колоритностью образа. Лучшие роли в кино: Василий («Ленин в Октябре», 1937, и «Ленин в 1918 году», 1939), Василий Буслай («Александр Невский», 1938), комиссар Воробьёв («Повесть о настоящем человеке», 1948). Среди других ролей: Скрипач («Банда батьки Кныша», 1924), Матрос («Бухта смерти», 1926), Захаров («Дела и люди», 1932), Барклай («Кутузов», 1943).
Поставил фильмы: «Митя» (1927), «Проданный аппетит» (1928), «Путь энтузиастов» («Рабочий одного завода», 1930) и др.
Сталинская премия 1-й степени за фильмы «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939), присуждена в 1941 г.; Сталинская премия 2-й степени за исполнение роли комиссара Воробьёва в фильме «Повесть о настоящем человеке» за 1948 г., присуждена в 1949 г.; Сталинская премия 2-й степени за постановку спектакля «Закон чести» А. П. Штейна за 1948 г., присуждена в 1949 г.; Сталинская премия 1-й степени за исполнение роли Батманова в фильме «Далеко от Москвы» за 1950 г., присуждена в 1951 г.; Сталинская премия 2-й степени за постановку оперы «Молодая гвардия» за 1950 г., присуждена в 1951 г. Орден Ленина (1954).
Имя Охлопкова присвоено Иркутскому драматическому театру (1967).