Россия. Искусство и культура. Театр: 17–18 вв.
Теа́тр в Росси́и 17–18 вв., период становления профессионального театра в России.
Возникновение театра в России
Истоки театра на Руси присутствовали в языческих обрядах – календарных, трудовых, охотничьих и особенно свадебных, в которых имелись элементы игры и театрализации. С принятием христианства обряды постепенно трансформировались в обрядовые игры, затем в игрища; из общей массы их участников выделились первые профессиональные носители театрального и песенно-танцевального искусства – скоморохи. Они объединялись в «ватаги» и, бродя по городам, сёлам, ярмаркам, развлекали народ, в то же время черпая у него темы и образы для своего творчества. Некоторых оставляли при своих дворах князья и бояре, и они становились «боярскими» увеселителями – «баянами», шутами и «дураками», в том числе и у самих государей (Потешный чулан, 1571–1572; Потешная палата, 1613). В борьбе за искоренение языческой ереси церковь предпринимала гонения и на скоморохов. Царские указы (Царская грамота в Белгород 1648 года о исправлении нравов и уничтожении суеверия // Описание государственного архива старых дел / сост. П. И. Иванов. Москва, 1850. С. 296–299; О строгом наблюдении, чтоб служилые люди и крестьяне в воскресные и праздничные дни ходили в церковь, удалялись чародейств и пьянства и не заводили непристойных игрищ : [указ от] 13 декабря (23 декабря) 1649 г. // Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Санкт-Петербург, 1842. Т. 4. № 35. С. 124–126 и др.) о запрещении их искусства и всего, что с ним связано (масок, музыкальных инструментов и прочего), привели к исчезновению скоморохов. Однако народная смеховая культура сохранялась, подчас порождая первичные театральные формы, например, устную народную драму, постепенно возникшую из игрищ к 17 в. («Лодка», «Царь Максимилиан», «Царь Ирод», «Комедия о Петрушке»; последние две чаще разыгрывались куклами). Эта культура долгое время существовала параллельно с формирующимся профессиональным театром, исподволь оказывая на него воздействие.
Театр в собственном смысле слова появился на Руси как придворный при царе Алексее Михайловиче. Устроителем первых спектаклей стал ближний боярин А. С. Матвеев, а непосредственным руководителем – пастор лютеранской кирхи И. Г. Грегори, которому государь приказал поставить действо на сюжет книги Есфирь. В спектакле было занято около 60 обученных Грегори иноземцев, живших в московской Новонемецкой слободе, главные роли исполняли иностранцы-профессионалы. Первое представление («Артаксерксово действо») состоялось 17(27) октября 1672 г. в селе Преображенском под Москвой, где возвели и первое в России театральное здание – Комедийную хоромину. В июне 1673 г. в актёры набрали русских из подьячих и других служащих. После смерти Грегори театральное дело продолжили Ю. Гюбнер и С. Чижинский, а после смерти царя Алексея Михайловича (1676) спектакли прекратились.
Эпоха Петра I
При Петре I в 1702 г. был организован первый публичный театр (государственный, на средства казны и под опекой двора), для которого из Гданьска вывезли немецкую труппу, возглавляемую И. Кунстом, обязавшимся обучать и набранных в актёры русских. На Красной площади в Москве построили Комедиальную храмину. В репертуар входили т. н. триумфальные комедии, посвящённые победам России в Северной войне 1700–1721 гг., пьесы на исторические сюжеты со вставными фарсовыми сценами («О крепости Грубетона, в ней же первая персона Александр Македонский» и др.). После смерти Кунста в 1703 г. труппой руководил О. Фюрст. В 1706 г. немецкие актёры покинули Россию, в 1707 г. Комедиальную храмину начали разбирать и спектакли перенесли в «домашний» театр младшей сестры Петра царевны Натальи Алексеевны, существовавший как придворный сначала в селе Преображенском, а затем в Санкт-Петербурге до её смерти (1716).
В конце 17 – начале 18 вв. из Европы благодаря Симеону Полоцкому в Россию пришёл школьный театр, широко распространившийся во многих городах, где действовали духовные школы, а позднее семинарии; он был тесно связан с театром придворным, а также с демократическим любительским и полупрофессиональным. Некоторые из семинаристов участвовали в представлениях за стенами учебных заведений и входили в труппы «охотников» (любителей), часто являясь их руководителями.
1720-е гг. – середина 18 в.
В 1720–1740-х гг. в России бурно развивалось театральное любительство в разных слоях общества – от придворных до крепостных. Школой для них становились представления иностранных актёров и трупп, выступавших как на придворной, так и на «вольной» (городской) сценах. С момента вступления на престол Анны Иоанновны (1730) при русском дворе постоянно функционировал придворный театр из приглашённых иностранных артистов (музыканты-виртуозы, итальянские труппы комедии дель арте, оперные и балетные исполнители, с 1742 – Французская комедийная труппа, познакомившая русскую публику с репертуаром эпохи классицизма). Городской общедоступный театр представляла «Немецкая комедия», основанная И. Х. Зигмундом, который в 1742 г. получил привилегию на содержание целой «вольной» сети театров в ряде городов: Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Ревеле (ныне Таллин), Выборге, Нарве.
В 1740-х гг. русское театральное любительство активизировалось как в придворной, так и в демократической среде. К участию в придворных любительских комедиях всё чаще привлекали кадетов – учеников Кадетского шляхетного корпуса (открыт в Санкт-Петербурге в 1732; в 1734–1735 поставлена «Комедия об Иосифе»). По приказу императрицы Елизаветы Петровны силами кадетского театра были поставлены трагедии («Хорев», 1747; «Гамлет», 1748; «Синав и Трувор», 1750, и др.) и несколько комедий А. П. Сумарокова. В 1750–1751 гг. кадетский театр переживал расцвет: кроме Сумарокова, для него писали М. В. Ломоносов и В. К. Тредиаковский. Специально для его спектаклей оборудовали маленький театр во внутренних покоях Зимнего дворца, хотя кадеты выступали и на больших сценах Санкт-Петербурга, Петергофа, Царского Села. Кадетский театр фактически стал связующим звеном между театром любительским и профессиональным, придворным и демократическим, окончательно упрочив при дворе убеждение в необходимости и своевременности создания русского профессионального театра.
В 1740-х гг. заметно активизировалась и деятельность демократического театра – «охотников», вышедших на новый этап, который уже можно было назвать полупрофессиональным. Труппы «охотников» существовали вплоть до начала 1770-х гг. Подобную труппу организовал в конце 1740-х гг. в Ярославле Ф. Г. Волков. В январе 1752 г. указом императрицы Елизаветы Петровны труппу вызвали в Санкт-Петербург. После нескольких спектаклей 4 из 12 актёров оставили в столице, а остальных, наградив, отправили назад. А. Ф. Попов и И. А. Дмитревский были отданы в Кадетский корпус, где под руководством Сумарокова совершенствовались в театральном мастерстве. Ф. Г. Волкова и Г. Г. Волкова причислили к придворному театру, а в 1754 г. и они поступили в Кадетский корпус, где также обучались у Сумарокова.
2-я половина – конец 18 в.
30 августа (10 сентября) 1756 г. императрица Елизавета Петровна подписала Указ об учреждении в Санкт-Петербурге «Русского для представления трагедий и комедий театра» (Об учреждении Русского театра : именной [указ], данный Сенату : 30 августа (10 сентября) 1756 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Санкт-Петербург, 1830. Т. 14. № 10599. С. 613). Таким образом, в России появился национальный, профессиональный, государственный, постоянно действующий театр. Директором назначили А. П. Сумарокова. В первую труппу вошли: братья Фёдор, Григорий и Гаврила Волковы, А. Ф. Попов, И. А. Дмитревский, ярославский комик Я. Д. Шумский, первые русские актрисы М. С. Волкова и О. С. Шумская, а также А. М. Дмитревская. Актёрам отдали палаты графа М. Г. Головкина на Васильевском острове, названные «Российским комедиантским домом»; спектакли устраивались также на сцене придворного Оперного дома. Театр учредили как публичный и представления давали «для народа» за деньги, а иногда для придворной публики «безденежно». Однако труппа испытывала постоянные трудности, которые не могли покрыть сборы от спектаклей, и в январе 1759 г. русскую труппу перевели в разряд придворных (что означало, с одной стороны, освобождение от материальных забот, а с другой – полную зависимость от двора и ограничение круга зрителей). В 1761 г. Сумароков оставил пост директора, труппу возглавил Ф. Г. Волков, а после его смерти – Дмитревский. В 1766 г. Екатерина II основала Дирекцию императорских театров во главе с И. П. Елагиным, который разработал «Стат всем к театрам и к камер и к бальной музыке принадлежащим людям». В 1783 г. создан «Комитет, управляющий зрелищами и музыкой» с коллегиальной формой управления, в 1786 г. заменённый «Главной дирекцией над зрелищами и музыкой».
В Москве при Императорском университете в 1756 г. из студентов организовался любительский театр, которым руководил М. М. Херасков. В мае 1759 г. состоялся первый публичный спектакль в Оперном доме театра Дж. Б. Локателли у Красных Ворот, а в апреле 1760 г. труппа преобразовалась в «Российский театр» и стала профессиональной (основу её составили воспитанники «классов художеств» университетской гимназии из детей разночинцев). В репертуар входили пьесы Сумарокова, Мольера, М.-А. Леграна, Хераскова. Однако смерть императрицы Елизаветы Петровны оборвала деятельность московской труппы: начался годичный траур, во время которого увеселительные заведения не функционировали. Публичный русский театр вновь открылся в Москве под руководством Н. С. Титова в начале 1766 г. в Оперном доме на Яузе, спустя три года он потерпел финансовый крах. С 1769 г. московский театр как частная антреприза переходил из рук в руки. В 1780 г. англичанин М. Медокс выстроил на улице Петровка здание, получившее название Петровский театр.
Русский национальный театр окончательно сформировался и обрёл жизненную силу, когда в едином неразрывном целом – спектакле – воссоединились актёры и национальная драматургия. А. П. Сумароков стал не только первым директором театра и первым театральным педагогом, но и теоретиком русского классицизма, обретшего в России свои, отличные от французского, черты. Самым популярным из европейских драматургов на русской сцене 18 в. был Мольер. В 1760-х гг. помимо переводов появился жанр т. н. переделок со «склонением» иностранных подлинников на русские нравы (с заменой имён и фамилий, с внесением местного колорита в язык и характеры действующих лиц и обстановку). Таковы прежде всего пьесы В. И. Лукина – «Мот, любовью исправленный», «Награждённое постоянство», «Щепетильник» (все 1765).
В конце 1760-х – начале 1770-х гг. отечественная драматургия стала более разнообразной в стилевом и жанровом отношении. Продолжая классицистические традиции Сумарокова, драматурги разрабатывали жанр трагедии («Дидона», 1769; «Титово милосердие», 1779; «Росслав», 1784, все – Я. Б. Княжнина; «Сорена и Замир» Н. П. Николева, 1785), в которой нередко звучали свободолюбивые тираноборческие ноты («Вадим Новгородский» Княжнина, 1789, опубликована в 1793). Развивался комедийный жанр, рождались совершенные образцы сатирической комедии – «Бригадир» (1772) и «Недоросль» (1782) Д. И. Фонвизина, «Ябеда» В. В. Капниста (1798). Широко ставились также переводные пьесы сентименталистского направления – «слёзные комедии» и «мещанские драмы». Сценическую жизнь всем этим произведениям давали русские актёры нескольких поколений: И. А. Дмитревский, Т. М. Троепольская, И. И. Калиграф, В. П. Померанцев, Е. Ф. Иванова, М. С. Синявская, прославленные трагики Я. Е. Шушерин и П. А. Плавильщиков, комики Я. Д. Шумский, А. Г. Ожогин, С. Н. Сандунов; блестящие исполнители комических опер Е. С. Сандунова, А. М. Крутицкий.
Во 2-й половине 18 в. московский театр заметно отличался от петербургского. С одной стороны, в Москве было больше «вольности» (в отношении репертуарных ограничений, стилевых, сословных и прочих предрассудков), а с другой – к театру относились более страстно. Москва славилась и своими «знатоками», любителями сценического искусства. Многие из них содержали домашние театры из собственных крепостных, где лучшие московские актёры 1780–1790-х гг. преподавали актёрское искусство. Только в Москве их насчитывалось более 20 (труппы С. С. Апраксина, Н. Б. Юсупова, князей Всеволожских, князей Гагариных и др.). Одним из самых значительных крепостных театров был театр графов Шереметевых. В провинции в 18 в. крепостные театры и труппы часто заменяли публичные городские театры, которые появились позднее и нередко образовывались из бывших крепостных трупп, выкупленных или отпущенных на волю. Крепостной театр внёс существенный вклад в развитие национального театрального искусства и содействовал его широкому распространению не только в крупных городах, но и по всей России.
Развиваясь в русле классицизма и сентиментализма, окончательно сформировавшись в середине 18 в., русский национальный профессиональный театр к началу 19 в. накопил огромный творческий потенциал (национальная драматургия, блистательные актёры, театральные здания с современным оснащением) и воспитал нового зрителя. Всё это явилось предпосылками того мощного подъёма, который произошёл в театре и драматургии России в 19 в.