Московский театр на Таганке
Моско́вский теа́тр на Тага́нке, российский драматический театр.
Создан в 1964 г. на базе Московского театра драмы и комедии (основан в 1946). В труппу вошли выпускники Театрального училища имени Б. В. Щукина со своим дипломным спектаклем («Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта) и педагогом Ю. П. Любимовым, ставшим главным режиссёром обновлённого театра (в 1964–1984 и 1989–2011). Директором театра в 1963–1977 и в 1978–1990 гг. был Н. Л. Дупак (содействовал приходу в театр Любимова в качестве главного режиссёра, пригласил в труппу В. С. Высоцкого; также ему принадлежала идея совместить красный и чёрный цвета с названием театра в его эмблеме; организовывал зарубежные гастроли).
Театр стал оплотом свободомыслия, находился в авангарде театрального процесса. Развивая традиции В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова, Брехта, разрабатывал новый сценический язык, обращаясь к новым литературно-сценическим формам (поэтический театр, театр прозы, сценическая публицистика). Спектакли отличались открытым гражданским пафосом, активным контактом с публикой. Наряду с Любимовым в театре также ставили спектакли П. Н. Фоменко («Дознание» П. Вайса, 1967), А. В. Эфрос («Вишнёвый сад» А. П. Чехова, 1975), С. Н. Арцибашев («Надежды маленький оркестрик...» по произведениям А. М. Володина, С. И. Злотникова, Л. С. Петрушевской, 1980), А. А. Васильев («Серсо» В. И. Славкина, 1985), А. М. Вилькин, Б. А. Глаголин и др.
Заметный вклад внёс Д. Л. Боровский, в 1968–1999 гг. художник (с 1973 главный) театра.
Среди постановок: «Десять дней, которые потрясли мир» по Дж. Риду, «Павшие и живые» по В. С. Розову (обе – 1965), «Послушайте!» по В. В. Маяковскому, «Пугачёв» С. А. Есенина (обе – 1967), «Тартюф» Мольера (1968), «Живой» по Б. А. Можаеву (1968, 1989), «А зори здесь тихие...» по Б. Л. Васильеву, «Гамлет» У. Шекспира (обе 1971), «Деревянные кони» по Ф. А. Абрамову (1974), «Мастер и Маргарита» по М. А. Булгакову (1977), «Обмен» (1976) и «Дом на набережной» (1980) по Ю. В. Трифонову, «Владимир Высоцкий» (1981, возобновлён в 1989), «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1982, возобновлён в 1988).
В 1984 г. Любимов из-за постоянных конфликтов с партийным руководством и Министерством культуры СССР ушёл из театра и уехал из страны.
Главным режиссёром был назначен Эфрос; за время руководства театром поставил спектакли: «У войны не женское лицо» по С. А. Алексиевич (1985), «На дне» М. Горького (1984), «Вишнёвый сад» Чехова (1985, 2-я редакция), «Мизантроп» Мольера (1986) и др.
После смерти Эфроса главным режиссёром в 1987–1989 гг. назначен Н. Н. Губенко.
В 1989 г. Любимов, приглашённый актёрским коллективом, вновь возглавил театр. Возобновлены спектакли, запрещённые ранее, и поставлены «Пир во время чумы» Пушкина (1989), «Самоубийца» Н. Р. Эрдмана (1990), «Живаго (доктор)» по роману «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака (1993, возобновлён в 2001).
В результате разногласий в 1993 г. театр разделился на две труппы: Московский театр на Таганке под руководством Любимова (главный режиссёр до 2011, в этом же году покинул театр в результате конфликта с актёрами на гастролях в Чехии) и «Содружество актёров Таганки» под руководством Губенко (художественный руководитель до 2020). Среди постановок театра под руководством Любимова: «Подросток» (1996) и «Братья Карамазовы» («Скотопригоньевск») по Ф. М. Достоевскому (1997), «Марат и Маркиз де Сад» П. Вайса, «Шарашка» по роману «В круге первом» А. И. Солженицына, «ВВС (Высоцкий Владимир Семёнович)» (все – 1998), «Хроники» Шекспира, «Евгений Онегин» по Пушкину, «Театральный роман» по Булгакову (все – 2000), «До и после», бриколаж по произведениям Пушкина, А. А. Блока, поэтов Серебряного века и других (2003), «Арабески» по произведениям и письмам Н. В. Гоголя, воспоминаниям его современников и другим документам (2009), «Мёд» по одноимённой поэме Т. Гуэрры (2010), «Маска и Душа» по произведениям Чехова и Дж. Байрона (2011).
Театр «Содружество актёров Таганки» открылся спектаклем «Чайка» Чехова в постановке С. А. Соловьёва (1994). Среди других спектаклей: «Белые столбы» по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина (1994), «Иванов» Чехова (1997), «Афган», сценическая композиция Губенко по песням и письмам воинов-афганцев, «Дурь» по мотивам пьесы «Осенняя скука» Н. А. Некрасова (оба – 1999), «Четыре тоста за Победу» по поэзии и песням военных лет (вторая редакция, 2005; первоначальное название «День Победы», 1995), «Миллионерша» Б. Шоу (2009), «Бешеные деньги» А. Н. Островского (2012), «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть» Брехта, «Поединок» по А. И. Куприну (оба – 2020).
После ухода Любимова из театра в 2011–2013 гг. директором и художественным руководителем был В. С. Золотухин.
В 2013–2015 гг. коллектив возглавлял В. Н. Флейшер (будучи директором, способствовал появлению проекта «Группа юбилейного года», в рамках которого показаны спектакли, проведены выставки и другие мероприятия, приуроченные к 50-летию театра). В 2015 г. директором Театра на Таганке назначена актриса и режиссёр И. В. Апексимова (в 2020–2021 одновременно директор театра «Содружество актёров Таганки»), приход которой ознаменовал новый этап в жизни легендарного театра. Апексимова инициировала проект «Репетиции» –режиссёрскую лабораторию, лучшие спектакли которой входят в репертуар Малой сцены (премия газеты «Московский комсомолец» в номинации «Проект года», 2016).
С театром начали сотрудничать режиссёры: А. Ю. Гончаров, Г. В. Сурков, Д. Н. Азаров, Д. Казлаусас, А. Н. Баркар, Д. Н. Хуснияров, С. В. Чехов, В. В. Суркова, С. В. Трифонов, К. Ю. Богомолов, М. Ю. Горвиц, Д. С. Бокурадзе, Д. О. Чащин и др.
Отмечены наградами спектакли «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» С. Сондхайма, Х. Уилера, К. Бонда (2017, режиссёр А. Б. Франдетти; российские национальные премии «Золотая маска» за лучший спектакль, лучшую работу режиссёра, П. Н. Маркину за лучшую мужскую роль, 2018), мюзикл «Беги, Алиса, беги» по произведениям Высоцкого и В. В. Печейкина (2018, режиссёр М. В. Диденко; российская национальная премия «Золотая маска» М. И. Трегубовой за лучшую работу художника по костюмам в музыкальном театре, 2019).
В 2021 г. две труппы – Театра на Таганке и «Содружества актёров Таганки» – объединены в Московский театр на Таганке. В 2022 г. – с Театром на Таганке объединён Московский драматический театр «АпАРТе». С этого же года действует проект «Ликбез» («Сцена на Факельном»), включает в себя: режиссёрскую лабораторию, показ моноспектаклей, новую образовательную программу (в том числе демонстрируются записи спектаклей выдающихся режиссёров).
В 2021–2023 гг. главный режиссёр – Ю. В. Муравицкий, поставил спектакли: «День Победы» М. Е. Дурненкова (2014), «Le Тартюф. Комедия» по Мольеру (2020), «Вишнёвый сад. Комедия» по Чехову (2021), «Чёрная кошка, белый кот» по сюжету Э. Кустурицы (2023).
Среди других спектаклей: «Старший сын» А. В. Вампилова, «Чайка 73458» по Чехову (оба – 2017), «Сосед» (2019) и «Урожай» (2021) П. Н. Пряжко, «104 страницы про любовь» Э. С. Радзинского (2023).
В труппе в разные годы: актёры Д. В. Авратинская, А. А. Агапова, Ф. Н. Антипов, Ю. А. Ардашев, Т. И. Бадалбейли, И. С. Бортник, А. И. Васильев, В. С. Высоцкий, Э. П. Гааз, А. Н. Граббе, А. С. Демидова, Р. Х. Джабраилов, Т. В. Додина, И. В. Дыховичный, К. Б. Желдин, Т. И. Жукова (Киртбая), В. С. Золотухин, Т. В. Иваненко, А. В. Колпикова, Ф. Ю. Котов, Ю. А. Куварзина, И. В. Линдт, А. Н. Лырчиков, Л. К. Маслова, Д. Е. Межевич, Д. С. Муляр, П. Д. Нечитайло, И. Г. Пехович, М. В. Полицеймако, А. Ш. Пороховщиков, В. А. Радунская, Г. М. Ронинсон, И. А. Рыжиков, Л. К. Савченко, Н. П. Сайко, Л. С. Селютина, Т. И. Сидоренко, З. А. Славина, В. Б. Смехов, Ю. Н. Смирнов, В. Н. Соболев, А. А. Трофимов, И. И. Ульянова, С. Л. Фарада, Л. А. Филатов, А. Г. Филиппенко, Б. А. Хмельницкий, В. В. Шаповалов, Н. С. Шацкая, В. А. Шуляковский, Д. А. Щербаков, О. М. Яковлева, Л. И. Ярмольник и др.