Зелёная Рина Васильевна
Зелёная Ри́на Васи́льевна (настоящее имя Екатерина) [25.10(7.11).1901, по другим данным, 15(28).11.1902 или 17(30).11.1902, Ташкент – 1.4.1991, Москва; похоронена на Введенском кладбище], российская актриса, артистка эстрады, сценарист, заслуженная артистка РСФСР (1945), народная артистка РСФСР (1970).
Была третьей из четверых детей чиновника Василия Ивановича Зелёного и домохозяйки Надежды Фёдоровны Зелёной. Старший брат – Иван Васильевич Зелёный, военнослужащий; старшая сестра – Мария Васильевна Зелёная, художница. Младшая сестра – Зинаида Васильевна Глущенко (урождённая Зелёная), танцовщица и актриса; в 1-й половине 1920-х гг. выступала вместе с Риной Васильевной в кабаре «Нерыдай», в 1926–1931 гг. служила в Московском театре сатиры; в кино снялась в игровом кинофильме «Чужие письма» (пожилая учительница Анна Трофимовна; режиссёр И. А. Авербах, 1975).
Зелёная училась в Ташкентском реальном училище, после переезда семьи в Москву – в женской гимназии имени В. П. фон Дервиз. В 1919 г. окончила Драматические курсы при Государственном академическом Малом театре [ныне Высшее театральное училище (институт) имени М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России]. Её педагогами были И. Н. Певцов, Н. М. Радин, М. М. Блюменталь-Тамарина, Е. М. Шатрова, Б. С. Борисов, Н. А. Белевцева и др.
После Октябрьской революции 1917 г. выступала в одесском театре КРОТ (Конфрерия рыцарей острого театра) под руководством В. Я. Типота, в московских театрах-кабаре «Нерыдай» А. Д. Кашевского и «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева, в петроградском кабаре «Балаганчик» при театре «Вольная комедия» под руководством Н. В. Петрова. По воспоминаниям Зелёной (книга мемуаров «Разрозненные страницы»), на одной из её первых афиш имя Екатерина не уместилось целиком и напечатали только 2-ю половину – «Рина», так появился сценический псевдоним, оставшийся с актрисой на всю жизнь.
В 1924–1928 гг. актриса Московского театра сатиры (ныне Московский академический театр сатиры). С 1928 г. актриса Театра обозрений при Доме печати (ныне Центральный дом журналиста) под руководством В. Я. Типота. В 1929–1931 гг. регулярно выступала в Московском и Ленинградском мюзик-холлах, в 1938–1941 гг. – в Московском театре миниатюр.
Яркая индивидуальность актрисы, её врождённая склонность к самоиронии, импровизации, пародии и эксцентрике позволили ей создать на эстраде в авторских номерах «Чарльстушки», «Антракт без антракта» (оба – 1938), «Одну минуточку!» (автор Леонид Ленч, 1940) сатирические острохарактерные образы. «Актриса постоянно искала те формы, в которых с наибольшей полнотой выразилась бы её индивидуальность. На многих сценах она переиграла массу уморительных скетчей, ставила сама, конферировала. Очень любила петь…» (Капков. 2011. С. 53).
В 1929 г. Зелёная прочла со сцены сказку в стихах «Мойдодыр» и фрагмент стихотворения «Крокодил» К. И Чуковского, имитируя голос ребёнка. Выступление имело успех у публики, и во 2-й половине 1930-х гг. актриса начала регулярно выступать на эстраде и в радиопередачах с «детскими» номерами. В образе искренней смешной девчонки она исполняла монологи, пела детские песенки: «Чернобурка», «Почемучка», «Пёрышки у птички» и др., читала стихи В. В. Маяковского, А. Л. Барто, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова и др. Позднее создала большой эстрадный цикл «Взрослым о детях» (или «О маленьких для больших»), который с 1940-х гг. стал основой концертного репертуара актрисы: «Это было её открытие, повторить чудо не удалось никому. Рина Зелёная имитировала не столько детский голос, сколько детскую психологию. Простодушие, без которого не откроешь подводный смысл слов. Наивность, без которой не создашь парадокса. И ужасную серьезность отношения к любой малости» (Кичин. 2021).
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Зелёная участвовала в выступлениях фронтовых артистических бригад, в частности концертной бригады А. И. Райкина. В 1944 г. награждена орденом Красной Звезды. Вместе с коллегами осенью 1945 г. выступала в Берлине.
До 1980-х гг. регулярно участвовала в сборных эстрадных концертах.
В кино снялась в игровых фильмах: «Путёвка в жизнь» (эпизод, Девушка из шайки Жигана; режиссёр Н. В. Экк, 1931), «Любовь и ненависть» (Балерина, партнёрша Бубы; режиссёр А. А. Гендельштейн, 1935), «Подкидыш» (Домработница; режиссёр Т. Н. Лукашевич, 1939), «Светлый путь» (Секретарша; режиссёр Г. В. Александров, 1940), «Старый двор» (Домохозяйка; режиссёр В. В. Немоляев, 1941), «Весна» (Словоохотливая гримёрша; режиссёр Александров, 1947),
«Встреча на Эльбе» (Немка; режиссёр Александров, 1949), «Композитор Глинка» (Генеральша; режиссёр Александров, 1952), короткометражный фильм «Сеанс гипноза» (Зрительница; режиссёр Х. М. Шмаин, 1953), фильм-концерт «Весёлые звёзды» (Уценённая кукла Наташа; режиссёр В. П. Строева, 1954), «Драгоценный подарок» (Настя, домработница Сперантовых; режиссёр А. А. Роу, 1956), «Поэт» (Поэтесса; режиссёр Б. В. Барнет, 1956), «Девушка без адреса» (Елизавета Тимофеевна, член худсовета Дома моды; режиссёр Э. А. Рязанов, 1957), «Жених с того света» (Мать Нины; режиссёр Л. И. Гайдай, 1958), киноальманах «Совершенно серьёзно», новелла «История с пирожками» (Покупательница; режиссёр Н. М. Трахтенберг, 1961), «Мой младший брат» (Тётя Эльва; режиссёр А. Г. Зархи, 1962), «Семь нянек» (Дама в красном, зрительница; Р. А. Быков, 1962), «Черёмушки» (Курочкина; режиссёр Г. М. Раппапорт, 1962), «Каин XVIII» (Гувернантка Милады; режиссёры Н. Н. Кошеверова, М. Г. Шапиро, 1963), «Падение Карфагенова» (режиссёр Б. Р. Эпштейн, 1963), «Укротители велосипедов» (Аста Сибуль; режиссёр Ю. М. Кун, 1963), короткометражный фильм «Цветные сны» (Общая бабушка; режиссёр А. А. Ляпидевская, 1963), «Всё для вас» (Соседка; режиссёры М. П. Барабанова, В. Л. Сухобоков, 1964), фильм-концерт «Новогодняя ярмарка» [режиссёры Э. Г. Абалов (Абалян), В. Иванов, 1964], «Сказка о потерянном времени» (Надя-старушка; режиссёр А. Л. Птушко, 1964), «Иностранка» (Мадам Жубер; режиссёры К. И. Жук, А. И. Серый, 1965), «Дайте жалобную книгу» (Певица в ресторане «Одуванчик», Рязанов, 1965), «Операция "Ы" и другие приключения Шурика», новелла «Напарник» (Пассажирка в автобусе; режиссёр Гайдай, 1965), киноальманах «От семи до двенадцати», новелла «Зонтик» (Уборщица; режиссёр Ю. А. Фридман, 1965), «В городе С.» (Писательница; режиссёр И. Е. Хейфиц, 1966), «Три толстяка» (Тётушка Ганимед; режиссёры А. В. Баталов и И. С. Шапиро, 1966), «Берег юности» (Бабушка; режиссёр Л. И. Цуцульковский, 1969), фильм-концерт «Похищение» (Болтливая посетительница; режиссёр Ю. С. Сааков, 1969), «Внимание, черепаха!» (Учёный секретарь музея; режиссёр Быков, 1969), «Как мы искали Тишку» (Людмила Ильинична, бабушка Миши; режиссёр В. Н. Иванов, 1970), «Приключения жёлтого чемоданчика» (Пассажирка в троллейбусе; режиссёр И. А. Фрэз, 1970), «12 стульев» (Редактор молодёжного журнала «Жених и невеста»; режиссёр Гайдай, 1971), «Алло, Варшава» (Председатель жюри; режиссёр О. Р. Воронцов, 1971), «Телеграмма» (Детская писательница; режиссёр Быков, 1971), «Карнавал» (Червякова; режиссёр М. Г. Григорьев, 1972), «Чиполлино» (Графиня Вишня; режиссёр Т. Н. Лисициан, 1972), «Нейлон 100%» (Пациентка дантиста; режиссёр В. П. Басов, 1973), «Скворец и Лира» (Урсула; режиссёр Александров, 1974), «Одиннадцать надежд» (Канадская болельщица в самолёте; режиссёр В. А. Садовский, 1975), «Приключения Буратино» (Черепаха Тортила; режиссёр Л. А. Нечаев, 1975), киноальманах «100 грамм для храбрости», новелла «Какая наглость» (Прохожая у метро; режиссёр Б. Г. Бушмелёв, 1976), «Про Красную Шапочку» (Бабушка Красной Шапочки; режиссёр Нечаев, 1977), «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (Миссис Хадсон; режиссёр И. Ф. Масленников, 1979), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (Миссис Хадсон; режиссёр Масленников, 1980), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» (Миссис Хадсон; режиссёр Масленников, 1981), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры» (Миссис Хадсон; режиссёр Масленников, 1983), «Граждане Вселенной» (Прабабушка; режиссёр Н. Н. Спириденко, 1984), «Валентин и Валентина» (Учёная; режиссёр Г. Г. Натансон, 1985), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается (Миссис Хадсон; режиссёр Масленников, 1986).
«Её вообще отличали поразительное чувство юмора и способность превратить любой эпизод в шедевр» (Четыре подруги эпохи. 2014). З. Е. Гердт отзывался о киноработах коллеги: «Надо быть таким мастером, такой волшебницей, как Рина Зелёная, чтобы в считаных кадрах сделать жизнь персонажа гораздо объемнее, чем время его пребывания на экране. А особенность её комедийного дарования даёт глубину каждой сыгранной ею роли» (Зеленая. 2018. С. 415).
В 1939 г. совместно с А. Л. Барто написала сценарий к киноленте «Подкидыш».
Снималась в выпусках киножурнала «Фитиль» № 19, сюжет «Ягодки» (Мать Наташи; режиссёр И. И. Поплавская, 1964), № 85, сюжет «Предметный урок» (Пассажирка; режиссёр Л. Г. Марягин, 1969), № 130, сюжет «Кто виноват?» (Заседающая на собрании; режиссёр В. Ф. Карен, 1973), № 196, сюжет «В поисках трудностей» (Хозяйка квартиры; режиссёр Марягин, 1978).
Озвучила анимационные фильмы: «Железные друзья» (Консервная банка; режиссёр Б. П. Дёжкин, 1960), «Ключ» (Фея Гиоцинта; режиссёр Л. К. Атаманов, 1961), «Кто сказал "Мяу"?» (Щенок; режиссёр В. Д. Дегтярёв, 1962), «Светлячок № 4. Наш карандаш» (Мышонок; режиссёр Дегтярёв, 1963), «Вот так тигр!» (Котёнок; режиссёр А. Е. Трусов, 1963), «Лягушонок ищет папу» (Лягушонок; режиссёр Р. А. Качанов, 1964), «Петух и краски» (Красная краска / Утёнок; режиссёр Б. П. Степанцев, 1964), «Вовка в Тридевятом царстве» (Вовка; режиссёр Степанцев, 1965), «Лягушка-путешественница» (Лягушонок, режиссёры В. М. Котёночкин, Трусов, 1965), «Жёлтик» (Лиса; режиссёр Ю. А. Прытков, 1966), «Про злую мачеху» (Капризная девочка Света, Бабушка Вовы; режиссёры В. С. и З. С. Брумберг, 1966), «Самый, самый, самый, самый» (Львёнок; режиссёр В. Б. Ливанов, 1966), «Слонёнок» (Слонёнок; режиссёр Е. А. Гамбург, 1967), «Ну и Рыжик!» (Рыжик; режиссёры И. В. Уфимцев, М. А. Каменецкий, 1967), «Как стать большим» (Котёнок; режиссёр Дегтярёв, 1967), «Четверо с одного двора» (Цыплёнок; режиссёр И. А. Ковалевская, 1967), «Капризная принцесса» (Бабулечка-красотулечка; режиссёры В. С. Брумберг, З. С. Брумберг, 1969), «Бобры идут по следу» (Оленёнок; режиссёр Каменецкий, 1970), «Кентервильское привидение» (Экономка; режиссёры В. С. Брумберг, З. С. Брумберг, 1970), «Синяя птица» (Бабушка; режиссёр Ливанов, 1970), «Огонь» (Мышь; режиссёры В. С. Брумберг, З. С. Брумберг, 1971), «Лошарик» (Лошарик; режиссёр И. В. Уфимцев, 1971), «Приключения Незнайки и его друзей» (Пилюлькин; режиссёры Ю. А. Трофимов, К. С. Сулакаури, К. Г. Малянтович, Ю. С. Клепацкий, Л. В. Аристов, А. А. Боголюбов, Р. А. Качанов, В. В. Голиков, 1971–1972), «Заветная мечта» (Рыба; режиссёр Каменецкий, 1972), «Волшебник Изумрудного города» (1-я серия «Элли в Волшебной стране») (Жевун; режиссёр Малянтович, 1973), «Как козлик землю держал» (Лягушка; режиссёр В. И. Полковников, 1974), «Незнайка в Солнечном городе» (Листик; режиссёры Н. И. Шорина, П. Мурашов, Ю. А. Трофимов, Б. В. Ардов, О. Э. Розовская, 1977), «Муми-тролль и другие» (Муми-мама; режиссёры А. П. Зябликова, 1978), «Алиса в стране чудес» (Герцогиня; режиссёр Е. А. Пружанский, 1981), «Тайна третьей планеты (Бабушка Коли; режиссёр Качанов, 1981), «Мама для мамонтёнка» (Слониха, Бегемотиха; режиссёр О. Д. Чуркин, 1981), «Миссис Уксус и мистер Уксус» (Миссис Уксус; режиссёр Н. Е. Голованова, 1985).
Приняла участие в документальных фильмах: «Снять фильм о Рине Зелёной» (режиссёры З. Е. Гердт, Т. А. Правдина, 1982), «История деревянного человечка» (режиссёр Е. Н. Андриаканис, 1983), «Я возвращаю Ваш портрет» (режиссёр В. Б. Виноградов, 1983).
Памяти актрисы посвящены выпуски телевизионных программ: «Мой серебряный шар» В. Я. Вульфа (№ 43 от 27 апреля 1998 и № 132 от 16 мая 2005), «Рина Зелёная. "Нечеловеческие роли"» (2007), «Человек в кадре. Рина Зелёная» (2007), «Страна чудес Рины Зелёной» (2009), «"Короли эпизода". Рина Зелёная» (2015), «"Последний день". Рина Зелёная» (2018), «"Легенды кино". Рина Зелёная» (2018), «Рина Зелёная. 12 историй со счастливым концом» (2020).
Первый муж – Владимир Германович Блюменфельд (1894 – дата смерти не установлена), сын адвоката, сенатора (данные на 1917), историка права Восточной Европы Г. Ф. Блюменфельда; работал юристом в Народном комиссариате иностранных дел СССР; автор «Сборника решений буржуазных судов по советским имущественным спорам» (совместно с М. А. Плоткиным, М., Л.: Внешторгиздат, 1932).
Второй муж – Константин Тихонович Топуридзе (1905–1977), архитектор, художник, реставратор, историк, литератор. По его проектам в Ленинграде был возведён комплекс домов для работников фабрики «Красный треугольник» (1934), в Москве – построены Лефортовский (1940), Госпитальный (1940) и Костомаровский (1941) мосты. Один из архитекторов фонтанов «Дружба народов», «Золотой колос» и «Каменный цветок», сооружённых в комплексе Выставки достижений народного хозяйства (1954).