Режиссёры

Фореггер Николай Михайлович

Форе́ггер Ни­ко­ла́й Ми­ха́й­ло­вич [6(18).4.1892, Ки­ев – 8.6.1939, Мо­ск­ва], российский те­ат­раль­ный дея­тель и пуб­ли­цист.

Один из са­мых яр­ких пред­ста­ви­те­лей отечественного те­ат­раль­но­го искусства 1920-х гг. Из об­ру­сев­ше­го австрийского ро­да (урождённый ба­рон фон Грей­фен­турн). Окон­чил юри­дический факультет Ки­ев­ско­го университета. С 1916 г. в Мо­ск­ве (в , ка­ба­ре ). Под псевдонимом Фра­касс пуб­ли­ко­вал­ся в те­ат­раль­ной пе­рио­ди­ке, вы­сту­пал как те­ат­раль­ный ху­дож­ник.

В 1918 г. ор­га­ни­зо­вал «Те­атр Че­ты­рёх ма­сок», «Мо­с­ков­ский ба­ла­ган». Ра­бо­тал в Во­ро­не­же, фрон­то­вых агит­по­ез­дах. В 1920 г. в Мо­ск­ве ор­га­ни­зо­вал Маст­фор (Мас­тер­ская Фо­рег­ге­ра, су­ще­ст­во­ва­ла до 1924; сре­ди со­труд­ни­ков – , , , ), где ши­ро­ко ис­поль­зо­вал сти­ли­сти­ку пло­щад­но­го те­ат­ра, мю­зик-хол­ла, цир­ка («Хо­ро­шее от­но­ше­ние к ло­ша­дям» , «Га­ран­тии Ген­та» , оба 1922; па­ро­дии на спек­так­ли , , , , , и многих других; обо­зре­ния, буф­фо­на­ды, опе­рет­ты и т. п.). По­ста­вил «Тан­цы ма­шин» («Ме­ха­ни­че­ские тан­цы», 1922), ока­зав­шие зна­чительное влия­ние на тан­це­валь­ное и эс­т­рад­ное искусство, а так­же на ки­не­ма­то­граф.

Во 2-й половине 1920-х гг. работал в различных те­ат­рах Ле­нин­гра­да (ныне Санкт-Петербург) и других го­ро­дов СССР. В 1929–1934 гг. в (до 1931 главный ре­жис­сёр и главный ба­лет­мей­стер), где по­ста­вил ба­лет «Фут­бо­лист» В. А. Оран­ско­го (1930), опе­ру «Ма­ши­нист Гоп­кинс» М. Бранд­та (1931) и др. В 1934–1937 гг. ра­бо­тал в Кие­ве как ре­жис­сёр и ба­лет­мей­стер те­ат­ра, цир­ка и эс­т­ра­ды, в 1938–1939 гг. главный ре­жис­сёр (опе­ры «Ти­хий Дон» , ).

Умер от .

Редакция театра, кино, танца
  • Театральные режиссёры 20 в.
  • Российские театральные режиссёры конца 19 в. – начала 20 в.