Фореггер Николай Михайлович
Форе́ггер Никола́й Миха́йлович [6(18).4.1892, Киев – 8.6.1939, Москва], российский театральный деятель и публицист.
Один из самых ярких представителей отечественного театрального искусства 1920-х гг. Из обрусевшего австрийского рода (урождённый барон фон Грейфентурн). Окончил юридический факультет Киевского университета. С 1916 г. в Москве (в Камерном театре, кабаре «Кривое зеркало»). Под псевдонимом Фракасс публиковался в театральной периодике, выступал как театральный художник.
В 1918 г. организовал «Театр Четырёх масок», «Московский балаган». Работал в Воронеже, фронтовых агитпоездах. В 1920 г. в Москве организовал Мастфор (Мастерская Фореггера, существовала до 1924; среди сотрудников – О. М. Брик, М. И. Блантер, С. М. Эйзенштейн, С. И. Юткевич), где широко использовал стилистику площадного театра, мюзик-холла, цирка («Хорошее отношение к лошадям» В. В. Маяковского, «Гарантии Гента» В. З. Масса, оба 1922; пародии на спектакли МХАТа, Большого театра, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова, К. Я. Голейзовского, А. Дункан и многих других; обозрения, буффонады, оперетты и т. п.). Поставил «Танцы машин» («Механические танцы», 1922), оказавшие значительное влияние на танцевальное и эстрадное искусство, а также на кинематограф.
Во 2-й половине 1920-х гг. работал в различных театрах Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) и других городов СССР. В 1929–1934 гг. в Харьковском театре оперы и балета (до 1931 главный режиссёр и главный балетмейстер), где поставил балет «Футболист» В. А. Оранского (1930), оперу «Машинист Гопкинс» М. Брандта (1931) и др. В 1934–1937 гг. работал в Киеве как режиссёр и балетмейстер театра, цирка и эстрады, в 1938–1939 гг. главный режиссёр Куйбышевского театра оперы и балета (оперы «Тихий Дон» И. И. Дзержинского, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки).
Умер от туберкулёза.