Государственный академический театр имени Моссовета
Госуда́рственный академи́ческий теа́тр и́мени Моссове́та, драматический театр в Москве.
Создан в 1923 г. режиссёром С. И. Прокофьевым (руководитель до 1924) как театр Московского губернского совета профессиональных союзов (Театр МГСПС). В 1925–1930 гг. Театр имени МГСПС, в 1930–1938 гг. Театр имени Московского областного совета профессиональных союзов (МОСПС), с 1938 г. современное название; с 1964 г. академический. С 1959 г. работает по адресу: улица Большая Садовая, дом 16, строение 1.
Здание театра
В 1924 г. Театр имени Московского областного совета профессиональных союзов получил здание театра «Эрмитаж» в саду «Эрмитаж» на улице Каретный ряд (перестройка в неогреческом стиле здания вагоноремонтной мастерской, 1894, архитектор В. П. Загорский; в 1947–1948 здание реконструировано по проекту архитекторов М. В. Посохина и А. А. Мндоянца).
В 1938 г. театру выделен участок на Пушкинской площади, для которого архитектор Г. П. Гольц разработал ряд проектов здания в стиле советского неоклассицизма (не осуществлены). С 1947 г. временно размещался во Введенском народном доме на площади Журавлёва (1903–1904, архитектор И. А. Иванов-Шиц; перестройка, 1947, архитектор Б. В. Ефимович; ныне театрально-концертный зал «Дворец на Яузе»).
В 1959 г. переехал в здание в саду «Аквариум», соединяющее в себе черты неоклассицизма и советского модернизма (1954–1959, архитектор М. С. Жиров), где располагается и в середине 2020-х гг. (улица Большая Садовая, дом 16, строение 1).
История театра
С первых дней создания стал лабораторией новой драматургии. Е. О. Любимов-Ланской, возглавлявший театр в 1925–1940 гг. (художественный руководитель), поставил спектакли: «Шторм» (1925) и «Штиль» (1927) В. Н. Билль-Белоцерковского, «Цемент» по роману Ф. В. Гладкова (1926), «Мятеж» по роману Д. А. Фурманова (1927), «Рельсы гудят» (1928) и «Город ветров» (1929) В. М. Киршона и др. Начиная с 1920-х гг. театр вырабатывал свой стиль сценического воплощения жизни: острый социальный анализ событий, документально точное, почти натуралистическое изображение фактов и людей, открытый и яркий пафос передачи революционной героики. Театр увлекался эпическим показом народной борьбы, агитационностью, созданием социальных, политических масок.
Наряду с этим с середины 1930-х гг. в репертуаре стала появляться и классика, во 2-й половине 1930-х гг. остро встала задача всестороннего овладения художественным мастерством, преодоления элементов схематизма (плодотворным оказался режиссёрский и актёрский опыт И. Н. Берсенева, С. В. Гиацинтовой, С. Г. Бирман, работавших в театре в 1936–1938): «Враги» М. Горького (1933, постановка А. И. Рубина и А. М. Дорошевича), «Салют, Испания!» А. Н. Афиногенова (1936, постановка Берсенева), «Васса Железнова» (1936, постановка Бирман), «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина (1937, постановка В. В. Ванина), «Каменный гость» Пушкина (1937, постановка Бирман), «Последняя жертва» А. Н. Островского (1938, постановка Ванина и С. А. Марголина).
Новый этап в жизни коллектива определило творчество Ю. А. Завадского (с 1940 главный режиссёр, с 1941 художественный руководитель, затем до 1977 главный режиссёр). С приходом нового руководителя изменился художественный стиль театра, в работах появились внимание к особенностям жанра, изящная поэтичность, комедийная лёгкость. В спектаклях, поставленных в этот период, условная форма режиссёрского решения, театральность сочетались с психологической нюансировкой, обстоятельностью анализа драматических характеров. Неизменно помещая в центр спектакля актёра, Завадский придавал большое значение изобразительной стороне постановок, среди которых: «Трактирщица» К. Гольдони (1940), «Машенька» Афиногенова (1941), «Нашествие» Л. М. Леонова (1943), «Встреча в темноте» Ф. Ф. Кнорре и «Отелло» У. Шекспира (обе – 1944), «Чайка» А. П. Чехова (1945), «Бранденбургские ворота» М. А. Светлова (совместно с М. П. Чистяковым), «Госпожа министерша» Б. Нушича (обе – 1946), «Шторм» Билль-Белоцерковского (1951, совместно с Е. И. Страдомской; 1967), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1952, 1963, обе – совместно с И. С. Анисимовой-Вульф; 1967, совместно с И. А. Данкман), «Виндзорские насмешницы» (1957, 1967). Важной вехой в овладении моссоветовцами русским классическим наследием стал спектакль «Петербургские сновидения» по роману «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского (1969).
В театре также работали режиссёры: Анисимова-Вульф – «Король Лир» Шекспира (1958), «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса (1961), «Ленинградский проспект» И. В. Штока (1962, 1969), «Дядюшкин сон» по Достоевскому (1964); Л. В. Варпаховский – «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика (1966); Б. Е. Щедрин – «Эдит Пиаф» В. И. Легентова (1970), «Василий Тёркин» по поэме А. Т. Твардовского (1972), «Печка на колесе» Н. А. Семёновой (1983); актёр Г. Л. Бортников поставил спектакль «Глазами клоуна» по роману Г. Бёлля (1968, совместно с Ю. П. Беловым); А. В. Эфрос – «Дальше – тишина» В. Дельмар (1969) и «Турбаза» Э. С. Радзинского (1974); Р. Г. Виктюк – «Вечерний свет» А. Н. Арбузова (1975) и «Царская охота» Л. Г. Зорина (1977); С. Ю. Юрский – «Правда – хорошо, а счастье лучше» Островского (1980); Г. М. Черняховский – «Сашка» по повести В. Л. Кондратьева (1981); М. Белович – «ОБЭЖ» Б. Нушича (1981); К. М. Гинкас – «Пять углов» С. Б. Коковкина (1981) и «Гедда Габлер» Г. Ибсена (1983); Г. Н. Яновская – «Вдовий пароход» И. Грековой и П. С. Лунгина (1984).
В 1977–1985 гг. художественное руководство осуществлялось президиумом художественного совета, куда входили директор театра Л. Ф. Лосев (в 1969–2000; соратник и помощник Завадского, затем – П. О. Хомского), режиссёр Хомский, актёры Р. Я. Плятт, Л. В. Шапошникова, Г. Г. Тараторкин.
Хомский в театре работал с 1973 г. (с 1985 главный режиссёр, в 2000–2016 художественный руководитель). После смерти Завадского продолжил работу над освоением творчества Достоевского спектаклем по его роману «Братья Карамазовы» (1979). Постановки конца 1970-х – 2000-х гг.: «На полпути к вершине» П. Устинова (1976), «Царствие земное» (1977) и «Куколка» (1999) Уильямса, «Егор Булычов и другие» Горького (1982), «Цитата» (1986) и «Римская комедия (Дион)» (2014) Зорина, «Торможение в небесах» Р. Х. Солнцева (1988), «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Ллойда Уэббера и Т. Райса (1990), «Белая гвардия» по роману М. А. Булгакова (1993), «Ошибки одной ночи» О. Голдсмита (1994), «Фома Опискин» по повести «Село Степанчиково и его обитатели» Достоевского (1995), «Скандал? Скандал... Скандал!» («Школа злословия») Р. Б. Шеридана и «Утешитель вдов» Дж. Маротты и Б. Рандоне (обе – 1998), «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта (2000), «Ученик дьявола» Б. Шоу и «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (обе – 2001), «Король Лир» Шекспира (2003), «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» по мотивам повести Р. Л. Стивенсона и мюзикла Ф. Уайлдхорна и Л. Брикусса (2005), «Мораль пани Дульской» Г. Запольской (2006), «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина (2011), «Опасные связи» К. Хэмптона по роману П. Шодерло де Лакло (2013), «Энергичные люди» В. М. Шукшина (2016) и др.
Спектакли конца 1980-х – 2020-х гг.: «Шум за сценой» М. Фрейна (1987, режиссёр И. А. Данкман); «Калигула» А. Камю (1990, режиссёр П. Н. Фоменко); «На золотом озере» Э. Томпсона (1992, режиссёр Щедрин); «Мой бедный Марат» Арбузова (1995), «Милый друг» по роману Г. де Мопассана (1997) и «Венецианский купец» Шекспира (1999; все – режиссёр А. А. Житинкин); «У врат царства» К. Гамсуна (1991), «Не будите мадам» Ж. Ануя (1998), «Серебряный век» М. М. Рощина (2001), «Царство отца и сына» по пьесам «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого (2009), «Casting / Кастинг» по мотивам пьесы «Кордебалет» Дж. Кирквуда (2011), «Р. Р. Р.» по роману «Преступление и наказание» Достоевского (2012), «Идиот» по роману Достоевского (2017), «Герой нашего времени» по мотивам повести Лермонтова (2019; все – режиссёр Ю. И. Ерёмин); «Вишнёвый сад» Чехова (2000, режиссёр Л. Е. Хейфец); «Дядя Ваня» (2009), «Три сестры» (2012), «Вишнёвый сад» (2016) Чехова и «Укрощение строптивой» Шекспира (2022; все – режиссёр А. С. Кончаловский); «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. В. Думбадзе и Г. Д. Лордкипанидзе (2010, режиссёр М. С. Брусникина); «Циники» по роману А. Б. Мариенгофа (2012, режиссёр С. В. Аронин); «Не всё коту масленица» Островского (2016) и «Как важно быть серьёзным» О. Уайльда (2019; оба – режиссёр В. В. Шамиров); «Васса» по пьесе «Васса Железнова» Горького (2017, режиссёр С. А. Виноградов), «Ричард III» Шекспира (2020, режиссёр Н. В. Чусова), «СтароМодная комедия» Арбузова (2023, режиссёр В. Е. Скворцов), «Пиковая дама» по одноимённой повести Пушкина (2023, режиссёр И. В. Яцко) и др.
После смерти Хомского театром руководили режиссёры Ерёмин, Кончаловский, Юрский и директор театра В. Т. Панфилова.
С 2020 г. художественный руководитель – Е. Ж. Марчелли. Поставил спектакли: «Жестокие игры» Арбузова, «Фрёкен Жюли» А. Стриндберга (оба – 2021), «БЕСприданница» по пьесе Островского, «ШЕКСПИРГАМЛЕТ» по трагедии «Гамлет» Шекспира (оба – 2022), «Бременские музыканты» Г. И. Гладкова, В. Б. Ливанова, Ю. С. Энтина (2023), «Замужняя невеста» А. А. Шаховского, А. С. Грибоедова, Н. Хмельницкого (2024). Художественный руководитель постановки «Восемь любящих женщин» Р. Тома (2021, режиссёр О. А. Невмержицкая).
Среди актёров (в разные годы): О. Н. Абдулов, А. М. Адоскин, О. А. Анофриев, В. М. Анохин, О. Е. Анохина, Я. М. Арлазоров, Ю. Г. Беркун, Е. В. Бероева, Т. В. Бестаева, С. Г. Бирман, А. А. Бобровский, Н. В. Богунова, Г. Л. Бортников, Э. П. Бруновская, В. М. Бутенко, Е. В. Валюшкина, А. А. Васильев, О. А. Викландт, С. А. Виноградов, Ю. А. Высоцкая, П. И. Герага, С. В. Гиацинтова, С. С. Годзи, А. А. Голобородько, В. В. Гордеев, Е. К. Гусева, Е. А. Данчевский, Г. С. Дашевская, П. Ю. Деревянко, А. Ю. Домогаров, Л. Н. Дребнёва, Н. И. Дробышева, А. М. Дубов, Г. Н. Дятловская, Л. М. Евтифьев, Г. С. Жжёнов, Д. М. Журавлёв, Б. В. Иванов, А. Е. Ильин, О. И. Кабо, В. В. Каншина, В. Д. Карева, И. П. Карташёва, А. Г. Касенкина, И. П. Квитинская, В. Э. Кищенко, И. М. Климова, М. С. Кнушевицкая, А. А. Консовский, Е. В. Крюкова, О. Е. Кузнецов, Л. А. Кузнецова, Ю. А. Кузьменков, Ю. Г. Куценко, Б. А. Лавров, Н. С. Лебедев, А. С. Леньков, А. Е. Ливанов, М. Л. Львов, Э. Г. Марголина, В. П. Марецкая, Л. В. Марков, А. В. Межулис, К. К. Михайлов, А. Л. Молчадская, Н. Д. Мордвинов, И. В. Муравьёва, М. М. Названов, Л. Д. Наумкина, Г. К. Некрасов, Т. С. Оганезова, Б. Ю. Оленин, Л. П. Орлова, О. М. Остроумова, Н. И. Парфёнов, Плятт, М. Б. Погоржельский, Н. К. Прокопович, С. Б. Проханов, Н. Н. Пшённая, Ф. Г. Раневская, А. М. Рапопорт, Е. В. Ратьков, Т. А. Родионова, И. С. Саввина, Г. А. Слабиняк, И. Е. Соколова, В. В. Сошальская, Е. Ю. Стеблов, В. С. Сторожик, В. С. Сулимов, В. И. Сухоруков, А. В. Тагина, В. И. Талызина, Тараторкин, Н. М. Тенякова, М. Б. Терехова, Л. М. Фомин, С. С. Цейц, Шапошникова, С. И. Шершнева, М. В. Шубина, Д. П. Щербина, М. М. Юдина, С. Ю. Юрский, В. В. Ярёменко, А. В. Яцко.