Матвей Парижский
Матве́й Пари́жский (Мэтью Пэрис; лат. Matthaeus Parisiensis; англ. Matthew Paris) (около 1200 – май или июнь 1259, Сент-Олбанс, графство Хартфордшир), английский монах-бенедиктинец, историк, агиограф.
Биография
Биографические сведения о Матвее Парижском немногочисленны и основаны главным образом на его собственных сочинениях, а также на документах из монастыря Сент-Олбанс и нескольких сообщениях английских хронистов. Несмотря на прозвище «Парижский» (Parisiensis или, иногда, de Parisius), нет убедительных свидетельств французского происхождения Матвея или его учёбы в Парижском университете. Как и большинство представителей английской элиты 13 в., он был франкофоном, но при этом воспринимал себя англичанином, а к французам был настроен резко отрицательно. По его собственным словам, 21 января 1217 г. Матвей ещё юношей вступил в бенедиктинский монастырь Сент-Олбанс. Вскоре он был определён на работу в монастырский скрипторий, впоследствии стал главным помощником монаха Роджера Вендоверского, автора обширной исторической компиляции «Цветы историй» («Flores historiarum»). После смерти Роджера (6 мая 1236) Матвей сменил его в качестве монастырского хрониста, хотя, по-видимому, не занимал никаких административных должностей в аббатстве. Матвей подробно описывает своё пребывание при королевском дворе в Вестминстере в 1247 г. и беседу с королём Генрихом III, который поручил монаху запомнить и записать подробности торжественной церемонии передачи королём Вестминстерскому аббатству христианской реликвии – сосуда с Кровью Христовой. В дальнейшем Матвей ещё несколько раз встречался и беседовал с королем (в 1250 или 1251 и в марте 1257 в Сент-Олбансе, в июле 1251 в Уинчестере). Около 1256 г. Матвей побывал в Лондоне и осмотрел содержавшегося в Тауэре слона, подаренного Генриху III французским королём Людовиком IX Святым (оставил подробное описание и 2 рисунка слона, которые считаются первыми в Европе изображениями этого животного, выполненными с натуры). Матвей поддерживал регулярные и достаточно тесные контакты со многими представителями английской знати (в том числе с Ричардом, графом Корнуоллом, братом короля Генриха III), чиновниками королевской канцелярии и казначейства (Палаты шахматной доски), которые, по-видимому, были его информаторами. В 1248–1249 гг. по поручению папы Римского Иннокентия IV и аббата Сент-Олбанса Матвей посетил Норвегию, чтобы уладить конфликт в бенедиктинском монастыре Нидархольм (близ современного Тронхейма) и реформировать там монашескую дисциплину в соответствии с нормами бенедиктинского устава. Возможно, что Матвей был призван не только как опытный монах, но и как эксперт по финансовым вопросам, чтобы помочь норвежским монахам разобраться с долгами. За исключением этих достаточно редких поездок, Матвей провёл всю жизнь в Сент-Олбансе, где в его обязанности прежде всего входила работа в скриптории. Идентифицированы 18 рукописей, содержащих его почерк и рисунки. Их анализ позволил исследователям проследить эволюцию Матвея как писца и миниатюриста. Многие его рисунки служили условными знаками, призванными помочь читателю ориентироваться в объемном тексте. Стилистический анализ свидетельствует о том, что Матвей был самоучкой, использовал в качестве образцов иллюминированные рукописи из монастырской библиотеки, а также различные предметы (например, ювелирные изделия). Помимо рисунков, в качестве иллюстративных дополнений к сочинениям Матвей использовал карты, составленные и нарисованные им самим. В его автографах сохранились карта мира, 4 карты Святой земли, 4 версии графической схемы пути из Лондона в Италию, 4 карты Британии, а также диаграммы важнейших дорог Британии и 7 англосаксонских королевств. Согласно позднейшему анонимному хронисту из Сент-Олбанса, Матвей был искусным ювелиром и художником (Gesta abbatum monasterii Sancti Albani. 1867. Vol. 1. P. 395), однако принадлежавшие ему изделия не сохранились или не идентифицированы. Среди иллюстраций на полях представлено большое количество гербов, как английских, так и континентальных. Матвей одним из первых европейских авторов предпринял попытку систематического сбора информации о гербах.
Сочинения
Крупнейшее сочинение Матвея – «Большая хроника», в которой изложены события мировой истории от Сотворения мира до 1259 г. Её начальная часть (до 1235) основана главным образом на «Цветах историй» Роджера Вендоверского, хотя и содержит многочисленные изменения и дополнения. Вероятно, с 1247 г. Матвей начал работать над её продолжением, посвятив этому труду остаток жизни. Сочинение Матвея основывалось прежде всего на устной информации, а также на различных документах (письмах, грамотах, папских буллах, постановлениях церковных соборов, финансовой документации казначейства и др.); многие из документов полностью или частично приведены в тексте «Большой хроники» либо как приложения к ней. Сочинение Матвея отличает широкий географический и тематический охват. Он приводит сведения о событиях не только в Англии, но и во всём «христианском мире», от Скандинавии и Ирландии до Палестины и Руси. «Большая хроника» содержит не только сведения о событиях военно-политической и церковной истории, но и этнографические и географические экскурсы, рассказы о необычных природных феноменах, об архитектурных сооружениях, о произведениях искусства и др. «Большая хроника» в своей оригинальной форме не получила широкого распространения, возможно из-за чрезмерно большого объёма, хотя в Сент-Олбансе рукопись-автограф продолжали пополнять новыми сведениями до 15 в.
Большее распространение получила сокращённая версия «Большой хроники», выполненная самим Матвеем или под его руководством – «Цветы историй» («Flores historiarum», до 19 в. их автором ошибочно считался некий Матвей Вестминстерский; охватывает период от Сотворения мира до 1249). Около 1250–1253 гг. Матвей написал «Историю англов» («Historia Anglorum»; известна также как «Малая история» – «Historia minora»), охватывающую период от Нормандского завоевания 1066 г. до 1253 г. (возможно, предназначалась в подарок королю Генриху III); около 1255 г. – «Сокращение хроник» («Abbreviatio chronicarum», с 1000 по 1255). Возможно, не самим Матвеем, но под его общим руководством была проведена работа над «Хроникой, извлеченной из больших хроник» («Cronica excerpta a magnis cronicis», с 1066 по 1246). Кроме того, Матвей создал краткий обзор истории Британии в форме генеалогической диаграммы (сохранилось 6 различающихся между собой версий), оказавший значительное влияние на развитие в Англии в 14–15 вв. жанра «генеалогических хроник». Матвей написал также «Деяния аббатов монастыря Святого Альбана» («Gesta abbatum monasterii Sancti Albani») – собрание биографий 23 настоятелей Сент-Олбанса с 793 по 1255 гг. К этому сочинению по содержанию примыкает псевдоисторический трактат «Жития двух Офф» («Vitae duorum Offarum»). Матвей создал также ряд житий святых. На латыни написаны жития архиепископов Кентерберийских Эдмунда Рича (на кафедре в 1234–1240) и Стефана Лангтона (на кафедре в 1207–1228; сохранились фрагменты), на англо-нормандском диалекте старофранцузского языка – короля Эдуарда Исповедника, святого Альбана и Томаса Бекета (сохранились фрагменты). О широком круге интересов Матвея свидетельствует составленный им иллюстрированный сборник сочинений, посвящённых предсказанию судьбы.
Для взглядов Матвея Парижского как историка были характерны пессимистическая оценка современного ему общества, эсхатологические ожидания (особенно в ранний период, когда он, по-видимому, ожидал конца света в 1250), критическое отношение к королевской власти, папству, новым нищенствующим орденам, в которых он видел угрозу традиционному бенедиктинскому монашеству, английский патриотизм и уничижительные оценки других народов, особенно французов. Из-за резкой критики папства его сочинения стали пользоваться большой популярностью в Англии в эпоху Реформации. Историки викторианской эпохи видели в Матвее сторонника конституционной монархии. В исследованиях 21 в. особое внимание уделяется новаторским идеям Матвея в области визуализации исторических и географических концептов. Несмотря на тенденциозность и порой существенные искажения фактов, сочинения Матвея служат одним из базовых источников по истории Европы 13 в.