Слютер Клаус
Слю́тер Кла́ус (нидерл. Claus Sluter, Claus Sluyter; франц. Celoistre Claux, Селуастр Кло) (около 1360, Харлем – между 24.9.1405 и 30.1.1406, Дижон), бургундский скульптор нидерландского происхождения.
С 1379 г. числился в документах гильдии каменщиков в Брюсселе; возможно, работал над статуями сидящих пророков для брюссельской Ратуши. С 1385 г. в Дижоне на службе у герцога бургундского Филиппа II Смелого, приглашён в помощь скульптору Ж. де Марвилю для работы над статуями на фасаде часовни картезианского монастыря Шанмоль, служившей усыпальницей бургундских герцогов. После смерти Марвиля (1389) сменил его на посту придворного мастера, став владельцем его мастерской, и, спроектировав новую композицию, исполнил бо́льшую часть скульптуры портала: портретные статуи герцога и его супруги Маргариты Фландрской, фигуры их святых покровителей (Иоанн Креститель и святая Екатерина) и Мадонну с Младенцем на центральном столбе (ансамбль завершён в 1397). Опираясь на традиции высокой готики во Франции и Нидерландах, Слютер выступил как новатор и стоял у истоков искусства Северного Возрождения: его статуи приобрели самостоятельное значение по отношению к архитектуре, объёмы тел больше не скрадывались складками одеяний, а портретные образы получили индивидуальные характеристики; появление статуй донаторов в натуральную величину на портале являло собой важное новшество в иконографии.
Около 1396–1405 гг. совместно со своим племянником и преемником, скульптором К. де Верве, и живописцем Ж. Малуэлем работал над монументальной скульптурной группой «Голгофа», находившейся во дворе монастыря Шанмоль. От неё сохранилось 6-гранное основание, окружённое статуями пророков, – т. н. Колодец пророков («Колодец Моисея»), а также фрагмент статуи Христа (Археологический музей, Дижон). Статуи отличаются выразительностью, благодаря сочетанию монументальных пластических форм с богатой текстурой поверхности, и острыми психологическими характеристиками образов.
После смерти Филиппа II Смелого (1404) работал над его гробницей (заказ получен Ж. де Марвилем в 1381, начало работ – 1384, завершена К. де Верве в 1410; Музей изящных искусств, Дижон), сильно пострадавшей во время Французской революции 18 в. и восстановленной в 1818–1823 гг. Слютеру принадлежат фигуры оплакивающих (расположены в нишах на стенках саркофага), чья скорбь выражена эмоционально и натуралистично.
Творчество Слютера в значительной мере определило пути развития скульптуры и живописи эпохи Возрождения на территориях современных Бельгии, Нидерландов, Франции, Германии и отчасти Испании.