Людовик IX Святой
Людо́вик IX Свято́й (Louis IX le Saint, Saint Louis) (25.4.1214, Пуасси – 25.8.1270, Тунис) король Франции с 1226 г. из династии Капетингов. Сын Людовика VIII и Бланки Кастильской. Был женат на Маргарите Прованской, дочери графа Прованса Раймунда Беренгария IV (V) (около 1199/1200 – 1245), с которой имел 11 детей. Центральная фигура европейского 13 столетия; самый прославленный из французских монархов, единственный король Франции, причисленный к лику святых. Вошёл в историю как король-крестоносец, идеальный правитель, миротворец и общепризнанный европейский арбитр. О нём сохранилось больше сведений, чем об иных правителях эпохи.
Ранние годы
Людовик IX первым из французских монархов застал в живых своего деда (Филиппа II Августа) и успел получить уроки ремесла короля. Вследствие внезапной смерти отца Людовик IX взошёл на престол в возрасте 12 лет. После коронации был посвящён в рыцари. До своего совершеннолетия (1234) правил совместно с матерью Бланкой Кастильской (в статусе регентши), что вызвало недовольство знати, пытавшейся в 1227 г. выкрасть и забрать себе юного короля. Однако благодаря поддержке вооружённых отрядов парижан эта попытка не удалась. Бланка продолжала соучаствовать в управлении и после достижения Людовиком IX совершеннолетия. Регентство матери было возобновлено во время отсутствия короля во Франции (1248–1252).
Людовик IX обладал привлекательной внешностью, был светловолос, изящен и строен, обаятелен, остроумен, приветлив, но вспыльчив. В молодости не был аскетом, любил красивые и дорогие одежды; предавался охоте, устраивал щедрые пиры и пышные праздники. Имея слабое здоровье, ухудшил его постами и умерщвлением плоти.
Людовик IX получил по настоянию матери строгое религиозное воспитание; был образован в сфере богословия и права; обладал красноречием; любил теологические споры. Покровительствовал нищенствующим орденам (доминиканцам и францисканцам), монахи которых преобладали в его окружении; любил слушать их проповеди, приглашал для этого к себе святого Бонавентуру и Фому Аквината. Людовик IX вмешался в конфликт между Парижским университетом и магистрами нищенствующих орденов, защитив интересы последних (1255, булла папы Александра IV). Две трети первоначальных житий Людовика IX написаны нищенствующими монахами.
Уделял внимание воспитанию детей, оставил «Наставление сыну Филиппу» (будущему королю Филиппу III Храброму), описывая в нём, как король должен любить свой народ и что следует считать праведным правлением.
Начало самостоятельного правления
С первых шагов Людовик IX проявил себя как безупречный рыцарь и миротворец: он завершил альбигойские войны (Парижский договор 1229), добившись присоединения к домену графства Тулузского и став первым полноправным королём обеих частей Франции – Севера и Юга. В результате их объединения получил выход к Средиземному морю.
В 1242 г. разгромил новую оппозицию знати юго-запада страны, поддержанную королём Англии Генрихом III, что создало основу для будущего урегулирования англо-французского противостояния. Решение этого векового конфликта было самой выдающейся мирной инициативой Людовика IX. По Парижскому договору (1258, ратифицирован в 1259) Людовик IX отдал королю Англии Лимузен, Перигор, часть Сентонжа, Керси, Аженуа в обмен на бессрочный (навсегда) отказ Генриха III от Нормандии, Турени, Мэна, Анжу, Пуату и от принесения им вассальной клятвы королю Франции за Гиень.
Людовик IX урегулировал отношения с Арагоном (договор 1258) – отказался от сюзеренитета над Испанской маркой (Каталонией, Серданом и Русильоном) в ответ на отказ Хайме I Завоевателя от претензий на сеньории в Провансе и Лангедоке.
Седьмой крестовый поход
Главным делом жизни Людовик IX считал возрождение крестоносной идеи и освобождение Святой земли. Целью Седьмого крестового похода, предпринятого в 1248 г., была попытка нанести удар по мусульманам в Египте, а затем отправиться в Иерусалим. Прибыв во главе большой армии в построенный им же порт Эг-Морт, король переправился на Кипр, где перезимовал, а затем двинулся к Египту и высадился близ Дамиетты (ныне Думьят), овладев городом почти без боя.
Направившись в Каир, в 1250 г. крестоносная армия во главе с Людовиком IX сумела нанести существенный урон египтянам в битве при Мансуре, но при отступлении к Дамиетте была разбита в сражении при Фарискуре, а Людовик IX – взят в плен (6 апреля 1250).
Выйдя спустя месяц из заключения (условием освобождения Людовика IX было возвращение египтянам Дамиетты и уплата большой суммы денег за пленённых христиан) и потеряв бо́льшую часть армии, король не вернулся во Францию, а провёл ещё несколько лет на Востоке, восстанавливая или строя крепости и укрепляя базы латинян (в Яффе, Акре, Кесарии и Сидоне), а также выкупая христиан (пленных и рабов) у мусульман. Смерть матери вынудила Людовика IX вернуться во Францию (1254).
Внутренняя политика
Правление Людовика IX отмечено кардинальными переменами во всех сферах жизни общества. Король постоянно боролся с ростовщичеством, с богохульствами и с проституцией. Ущемлял иудеев, надеясь крестить их. Организовал в 1240 г. «процесс над Талмудом»; в результате спора учёных знатоков обеих религий Талмуд был приговорён к сожжению. Для борьбы с ересью разрешил деятельность во Франции инквизиции (с 1233), благодаря чему была введена новая судебная процедура – сбор и доказательство улик, допросы и пытки.
Людовик IX провёл важные реформы в королевстве, следуя идеалу короля-заступника, защитника веры и справедливости. Центральное место в своей программе Людовик IX отводил правосудию как главной функции христианнейшего монарха. Первым же его актом после возвращения стал «всеобщий статут», считающийся аналогом Великой хартии вольностей. Ещё в рамках подготовки к Седьмому крестовому походу, включавшей уплату крестоносцами всех долгов, Людовик IX счёл необходимым проверить работу королевских чиновников. С целью выявить злоупотребления должностных лиц и наказать их он разослал ревизоров по всей стране, собравших претензии подданных (1247). По возвращении из похода, на основе собранных жалоб, Людовик IX издал краеугольный ордонанс «о преобразовании нравов» (1254), в котором были заложены правовые нормы и нравственные основы службы чиновников короне: соблюдение обычаев страны, равное для всех правосудие, охрана прав сословий, повышение ответственности должностных лиц, улучшение их морального облика.
Людовик IX навёл порядок в городах Франции, прежде всего в управлении Парижем: он отменил практику откупа должности королевского прево и назначил на это место Этьена Буало, определив ему жалованье из казны. Новый королевский чиновник покончил с разгулом преступности в Париже и впервые записал ремесленные уставы столицы («Книга ремёсел», 1268).
Борясь против частных войн, Людовик IX возобновил обычай «сорока дней короля» (возможность сторонам в течение этого срока прибегнуть к монарху как к арбитру; 1258), наложил запрет на решение споров через судебный поединок (разновидность ордалии) – в 1254 г. для парижского суда Шатле, в 1258 г. для земель своего домена, в 1261 г. для всего королевства. Распространил на всю страну право апеллировать к королю на приговоры любого суда. Это способствовало выделению из королевской курии судебной палаты (Парижского парламента), куда начали стекаться апелляции. Людовик IX санкционировал ведение регулярных записей судебных решений (1254), судебных расследований (1258) и протоколов слушаний дел, положив начало официальному архиву верховного суда страны (1263). Всемерно расширял толкование «королевских дел», что увеличивало компетенцию королевских судов. Король сам показывал образцы справедливого суда, сидя под дубом в Венсенском замке или в саду перед дворцом на о. Сите и решая споры любого, кто обратится к нему. При Людовике IX юристы-легисты и судьи-профессионалы стали теснить дворян и прелатов в Парламенте.
Контроль за королевской казной был передан Людовиком IX особым чиновникам (впоследствии эти чиновники вошли в состав образованной Счётной палаты); мэры городов Франции обязывались ежегодно отчитываться о финансовой деятельности; ряд указов Людовика IX обеспечили монополию королевской монеты и выпуск полновесных денег (парижский денье, турский гро и золотой экю).
След в культуре
Правление Людовика IX оставило глубокий след в культуре. Увидев во время пребывания на Востоке богатство мусульманских библиотек, он первым из французских королей основал библиотеку, для которой покупал рукописи и заказывал их копии. Библиотеку король поместил во дворце на о. Сите в Париже, часто посещал её сам и открыл для всех желающих из своего окружения. По завещанию Людовика IX библиотека была разделена между францисканцами, доминиканцами и цистерцианцами.
Славу Людовику IX принесла покупка в 1237 г. у латинского императора Константинополя Балдуина II де Куртене (1217/1218 – 1273) одной из главных христианских реликвий – Тернового венца Иисуса Христа. В 1241 г. Людовик IX приобрёл также другие реликвии Страстей Христовых (большой фрагмент Креста, Святую губку и наконечник Святого копья). Для их хранения в центре Парижа, близ королевского дворца, была построена на средства короны величественная Святая капелла (Сент-Шапель). Сроки возведения этого шедевра готики были рекордными – 1241–1248 гг. Ныне уцелевшие реликвии хранятся в соборе Нотр-Дам.
При Людовике IX был создан новый коронационный чин (1250): в нём впервые появляется уникальная инсигния – длань правосудия, принадлежащая исключительно королю Франции. Была зафиксирована последовательность церемонии посвящения в королевский сан. Закрепились слагаемые превосходства христианнейшего короля (в том числе чудотворное исцеление золотушных).
Исповедником и капелланом Людовика IX был магистр богословия Робер де Сорбон (1201–1274). При покровительстве короля он основал коллегию Сорбонна для бедных студентов, изучающих богословие. Людовик IX купил для неё несколько домов в Латинском квартале и обеспечивал их бурсами (стипендиями; 1257). Людовик IX первым из французских королей стал проводить особую «университетскую политику», наказывая горожан и городские власти за конфликты со студентами и ущерб университету. Возобновил университетские привилегии и установил фиксированную плату за найм жилья студентами в Париже.
При содействии Людовика IX было открыто много монастырей [среди них цистерцианское аббатство Руайомон («Королевская гора»), августинский монастырь на Монмартре, монастырь ордена Белых Плащей у ворот Тампля] и богаделен, в том числе король расширил, перестроил и содержал на свои средства старейшую богадельню в Париже «Божий дом», а также основал у ворот Сент-Оноре больницу для 300 слепых рыцарей-крестоносцев (1260). Он щедро раздавал милостыню по всему королевству церквам, лепрозориям, богадельням, больницам, неимущим людям, вдовам и калекам.
При Людовике IX был перестроен королевский некрополь в Сен-Дени (1263–1264), в том числе осуществлена масштабная, продуманная перестановка гробниц королей с целью репрезентации возвращения к роду Карла Великого и преемственности трёх династий на троне Франции – для усиления легитимности монархии. По прямому указанию Людовика IX в аббатстве Сен-Дени начинается первое официальное летописание французской монархии («Роман королей» монаха Примата, законченный в 1274, – источник Больших французских хроник).
Король-арбитр
Слава и успехи обеспечили Людовику IX непререкаемый авторитет в христианском мире и за его пределами. Многие монархи сделали его арбитром в своих внутренних и внешних конфликтах. К Людовику IX обращались за помощью в споре мамлюки Египта и Айюбиды Сирии; хан монголов Гуюк (1206–1248) предлагал ему помощь в отвоевании Иерусалима; к нему направляли посольства императрица Константинопольская Мария (около 1224 – 1275, супруга Балдуина II де Куртене) и император Трапезунда Мануил I Комнин. Глава ордена ассасинов Старец Горы (латинское название лидера государства исмаилитов) отправил к Людовику IX своих послов. В результате состоявшегося обмена дарами был достигнут мир с сирийскими исмаилитами. Людовику IX также удалось прекратить ссору между Антиохийским княжеством и Киликийским королевством.
В качестве третейского судьи Людовик IX урегулировал спор о фламандском наследстве (Пероннское соглашение 1256). К нему обращались для разрешения споров граф де Бар, герцог Лотарингский, граф Люксембургский, дофин Вьенны, графы Прованса, Шалона и Бургундии; горожане и каноники Лиона. Самым ярким свидетельством авторитета Людовика IX как миротворца стало приглашение его в качестве арбитра в споре между королём и баронами Англии из-за Оксфордских провизий; суд состоялся в Амьене (Амьенская миза 1264), приговор Людовика IX был в пользу короля Генриха III и защищал суверенитет и полноту власти монарха.
Восьмой крестовый поход
Людовик IX не отказался от идеи нового крестового похода (восьмого), который он предпринял в 1270 г. План Людовика IX состоял в намерении обратить в христианство султана Туниса и привлечь его на свою сторону против султана Египта.
Снова отплыв от Эг-Морта, Людовик IX высадился на о. Галит близ Туниса. Надежды на быстрое обращение эмира в истинную веру не сбылись, а в стане крестоносцев разразилась эпидемия дизентерии или тифа. Потеряв из-за болезни сына, Людовик IX сам заразился и умер.
Уже при жизни почитавшийся святым, Людовик IX был канонизирован 11 августа 1297 г. папой Римским Бонифацием VIII (день поминовения 25 августа). Почитается Римско-католической церковью как небесный заступник Французского королевства и святой патрон нескольких профессий, а также Парижского университета и ветеранов французской армии. Ему посвящено множество церквей во Франции и за её пределами, в том числе один из католических храмов в Москве.