Франциск Ассизский
Франци́ск Асси́зский (лат. Franciscus Assisiensis, итал. Francesco d’Assisi) [1181 или 1182, Ассизи, Италия (с 17 в. в Ассизи день рождения Франциска Ассизского празднуют 26.9) – 3.10.1226, близ Ассизи], один из самых почитаемых религиозных деятелей в истории христианства, святой Римско-католической церкви, основатель орденов францисканцев, кларисс, терциариев.
Родился в семье богатого купца Пьетро Бернардоне. Cогласно легенде, мать Франциска Ассизского, Пика, происходила из благородного французского семейства Бурлемон (ряд современных учёных считает эти сведения недостоверными). При крещении получил имя Джованни (Иоанн). Вскоре отец, вернувшийся из деловой поездки во Францию, дал ему имя Франческо («французик»), редкое в то время.
Франциск Ассизский учился в школе при церкви Святого Георгия, знал основы счёта, латынь и «французский» (провансальский) язык, около 1196 г. начал помогать отцу. В 1202 г. принял участие в войне между Ассизи и Перуджей, попал в плен, около года провёл в заключении; перенёс болезнь. В 1205 г. отправился в военный поход в Апулию. Находясь в Сполето, пережил видение, положившее начало изменениям в его жизни. Вернувшись в Ассизи, Франциск Ассизский пребывал в уединении, постах и молитвах, щедро раздавал милостыню. В 1206 г. Франциск Ассизский занялся ремонтом церкви Святого Дамиана на деньги, полученные от тайной продажи тканей из отцовской лавки; перед судом местного епископа отец выдвинул обвинения против сына. В ответ Франциск Ассизский публично отказался от права наследования.
В 1208/1209 г., услышав во время богослужения евангельское чтение: «Не берите с собою ни золота, ни серебра… ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» (Лк 9:3; Мф 10:5–14), Франциск Ассизский решил избрать путь подражания Христу, проповеди евангельского учения и добровольной бедности. Вокруг него стали собираться последователи, которым он дал название «меньших братьев» (миноритов). В 1209/1210 г. Франциск Ассизский вместе с собратьями посетил Рим, где папа Иннокентий III устно утвердил составленный Франциском Ассизским на основе евангельских текстов Устав жизни (т. н. Протоустав). Франциск Ассизский принял присягу в повиновении и почтении к папе. Возможно, тогда же рукоположен в диаконы.
В 1210 г. Франциск Ассизский переселился вместе с общиной из хижины в Ривоторто (близ Ассизи) в полученную от бенедиктинцев часовню Ангельской Божией Матери, называемую также Порциункула (от лат. portiuncula – частица, клочок земли). В 1211 г. с благословения епископа постриг в монашество Клару Ассизскую, вместе с которой основал орден кларисс. Между 1212 и 1215 гг. безуспешно пытался совершить миссионерские поездки в Сирию и Марокко. В 1219 г., во время 5-го крестового похода, отправился в Египет, обратился с проповедью христианства к султану Аль-Камиль Насер ад-Дин Мухаммаду и получил от него охранную грамоту.
Вернувшись в Италию, Франциск Ассизский отказался от управления монашеским орденом, формирующимся из нищенствующего братства. Своим викарием назначил Петра Каттани (1220, с 1221 Илия Кортонский, ум. 1253). По просьбе Франциска Ассизского папа Гонорий III (1216–1227) назначил кардиналом-протектором ордена Уголино ди Сеньи, будущего папу Григория IX. С его помощью Франциск Ассизский в 1221 г. создал устав для мирян, желающих жить в соответствии с правилами францисканской духовности (терциариев). Тогда же при участии Франциска Ассизского составлен расширенный вариант устава ордена миноритов (францисканцев). Окончательный вариант, действующий доныне, утверждён буллой Гонория III Solet annuere (1223).
В 1224 г., находясь на горе Верна (Альверна) в Тоскане, Франциск Ассизский пережил видение распятого Христа в образе серафима, при этом на его теле, согласно жизнеописаниям, появились стигматы. Вскоре вследствие обострения многочисленных болезней Франциск Ассизский лишился возможности проповедовать. Скончался возле храма в Порциункуле, был погребён в церкви Святого Георгия в Ассизи. В 1228 г. причислен папой Григорием IX к лику святых. В 1230 г. тело Франциска Ассизского перенесли в построенную в его честь базилику в монастыре Сакро-Конвенто (Ассизи), скрыв точное место захоронения. В 1818 г. останки Франциска Ассизского были обнаружены неповреждёнными и помещены в крипту-склеп под главным алтарём нижней базилики, где ныне и хранятся.
Первые жития Франциска Ассизского стали появляться вскоре после его смерти; самое раннее составлено Фомой Челанским (около 1200 – около 1250) в 1229 г. В 1260-х гг. «Житие и чудеса святого Франциска Ассизского» («Legenda major sancti Francisci») создал Бонавентура. Наибольшей известностью пользуются анонимные «Цветочки святого Франциска Ассизского» («I fioretti di San Francesco», 14 в.; опубликовано в 1476; рус. пер. 1913) – собрание орденских и народных легенд о чудесных и поучительных случаях из жизни святого.
Письменное наследие Франциска Ассизского невелико. Помимо молитв, посланий, наставлений на латинском языке, относящихся к жизни ордена, особое место занимает «Песнь о Солнце, или Славословие творений» («Cantico di frate Sole o delle creature») в жанре лауды, созданная Франциском Ассизским на умбрийском диалекте в самом конце жизни и стоящая у истоков итальянской поэзии. Прославляющая Бога и все Его творения – «брата Солнце», «сестру Луну» и другие вещи – и перекликающаяся с началом 148-го псалма «Хвалите Господа с небес…» (Пс 148, 3,1), «Песнь о Солнце…» неоднократно переводилась на русский язык. Первый перевод выполнен С. П. Шевырёвым в 1837 г.; среди других переводчиков – Александр Н. Веселовский, В. И. Герье, Л. П. Карсавин, М. С. Шагинян, С. С. Аверинцев, О. А. Седакова.
Идеи Франциска Ассизского, призывающие монашествующих к миссионерству и служению ближним в миру, стали источником обновления духовной жизни в Римско-католической церкви; его наследие оказало большое влияние на мировую культуру. В России в 19 в. интерес к творчеству Франциска Ассизского проявляли Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. Литературные произведения, вдохновлённые житием Франциска Ассизского и его идеями, создали многие поэты и писатели Серебряного века: А. А. Блок, М. А. Кузмин, В. И. Иванов, М. С. Шагинян, М. А. Волошин, Д. С. Мережковский, Б. К. Зайцев и др. Ему посвящены работы С. А. Котляревского, А. В. Ельчанинова, П. М. Бицилли и др. Н. А. Бердяев называл жизнь Франциска Ассизского «величайшим фактом христианской истории после жизни самого Иисуса Христа». С. Н. Булгаков, князь Е. Н. Трубецкой, И. А. Ильин, Н. О. Лосский отмечали близость Франциска Ассизского к подвижникам православия. Митрополит Евлогий (Георгиевский) назвал его «гражданином единой вселенской Церкви», его высоко ценили митрополит Владимир (Тихоницкий), протоиерей Пётр Извольский (защищал кандидатское сочинение по Франциску Ассизскому в 1887), архиепископ Иоанн (Шаховской), хотя некоторые представители русского духовенства высказывали и критическое отношение к религиозному опыту Франциска Ассизского [святитель Игнатий (Брянчанинов), архиепископ Никон (Рождественский), отец Павел Флоренский].
К личности и сочинениям Франциска Ассизского обращались композиторы Ф. Лист (фортепианные пьесы – легенда «Святой Франциск Ассизский. Проповедь птицам», «Святой Франциск. Прелюдия к Солнечному гимну», 1881), Ф. Пуленк (цикл для мужского хора на тексты Франциска Ассизского «Четыре маленькие молитвы Святого Франциска Ассизского», 1948), О. Мессиан (опера «Святой Франциск Ассизский», поставлена в 1983); ему посвящён очерк английского писателя Г. К. Честертона «Св. Франциск Ассизский» (1923); события жизни Франциска Ассизского легли в основу многих кинофильмов: «Франциск, менестрель Божий» (режиссёр Р. Росселлини, 1950), «Брат Солнце, сестра Луна» (режиссёр Ф. Дзеффирелли, 1972), «Франциск» (режиссёр Л. Кавани, 1989) и др.
Дни памяти в Римско-католической церкви: 26 сентября (день рождения), 3 октября (день смерти), 16 апреля (утверждение францисканского устава), 17 сентября (день стигматизации), 4 октября («рождения для вечной жизни»), 16 июля (день канонизации). В 1939 г. провозглашён покровителем Италии, в 1952 г. – торговцев, в 1979 г. – экологов.
Иконография
В изображениях Франциска Ассизского, канонизированного менее чем через два года после смерти, представлены черты его реального облика, которые сохранялись вплоть до Нового времени (картина Эль Греко «Святой Франциск со Святым Андреем», 1595, Прадо, Мадрид): небольшой рост, тонкие черты лица, тёмные волосы и глаза, небольшая острая бородка, бурая рубаха, препоясанная верёвкой, наличие стигматов. Исключение составляет фресковое изображение Франциска Ассизского в монастыре Святого Бенедикта (Сакро-Спеко) в Субиако (капелла Сан-Грегорио, после 1222), где святой представлен высокорослым, со светлыми глазами и волосами.
Франциску Ассизскому посвящены многие произведения живописи на досках, где центральная фигура святого с крестом или кодексом (свитком) с цитатами из своих посланий окружена житийными сценами – их число варьировалось от 4 до 20, туда включались прижизненные и посмертные чудеса. Среди примеров: образы работы Б. Берлингьери (1235, церковь Сан-Франческо, г. Пеша в Тоскане), из капеллы Барди в церкви Санта-Кроче во Флоренции (приписывается живописцу Коппо ди Марковальдо, 1240–1245), кисти мастера круга Джунты Пизано (около 1270, Музей Санта-Мария-дельи-Анджели, Ассизи) и многие другие. Приписываемый Джотто фресковый цикл в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (конец 1290-х гг.) насчитывает 28 сцен. В качестве самостоятельной сцены с самого раннего времени выделилась «Стигматизация Св. Франциска» (доски: Б. Берлингьери, 1235, Уффици, Флоренция; Джотто, около 1300, Лувр, Париж; Т. Гадди, около 1325–1330, Художественные музеи Гарвардского университета, Кембридж, штат Массачусетс).
Франциска Ассизского изображали также в окружении аллегорий францисканских добродетелей – Бедности, Целомудрия и Послушания: на фресках свода средокрестия в нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (приписываются Джотто, 1320), в сцене «Обручение Франциска с Госпожой Бедностью» из полиптиха Сассетты (1437–1444, Музей Конде, Шантийи) и др. В эпоху Контрреформации получил распространение сюжет «Последнее причастие Святого Франциска» (картина П. П. Рубенса, 1619, Королевский музей изящных искусств, Антверпен).