#Стили, движения, направления в архитектуре
Стили, движения, направления в архитектуре
Тег

Стили, движения, направления в архитектуре

Стили, движения, направления в архитектуре
Найденo 43 статьи
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Помпеянский стиль (18–20 вв.)
Помпея́нский стиль, направление в архитектуре, оформлении интерьеров и декоративно-прикладном искусстве, основанное на использовании мотивов древнеримского зодчества и искусства. Распространению в европейском искусстве способствовали публикации о результатах раскопок Геркуланума и Помпей (с 1740-х гг.; архитекторы Ш.-Л. Клериссо и Р. Адам). Стиль сохранил значение в эпоху ампира, к середине 19 в. стал одним из проявлений историзма (Л. фон Кленце, А. П. Брюллов, А. И. Штакеншнейдер). Имитация знаменитых образцов древнеримских вилл встречается во Франции, Великобритании, Германии (Помпеянум короля Людовика I в Ашаффенбурге, 1842–1849, архитектор Ф. фон Гертнер), в 20 в. также в США. Помпейские мотивы использовались в архитектуре советского неоклассицизма 1930–1950-х гг. (А. В. Власов, Г. П. Гольц, А. Н. Душкин и др.).
Константин Ухтомский. Помпейская, или Малая, столовая. 1864
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Ярославская школа
Яросла́вская шко́ла, одна из наиболее значительных школ русского искусства в 17–18 вв.; сложилась в Ярославле и его округе с развитием торговли в Верхнем Поволжье. Архитектурная школа зарождается в 1620 – 1640-х гг. (церковь Николы Надеина, 1620–1622) и достигает расцвета после 1658 г. (церковь Илии Пророка, 1647–1650; церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, 1671–1687). В 1640 – 1690-х гг. в декорации фасадов активно использовались карнизы, ширинки, фризы, колонки, поребрик, изразцы (церковь Святого Иоанна Златоуста в Коровниках, 1649–1654). Расцвет ярославской школы в иконописи с её особой повествовательностью и эмоциональностью, тёмным колоритом приходится на 1640 – 1710-е гг. (росписи в Успенском соборе Московского Кремля 1642–1644).
Церковь Святого Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославль. 1649–1654
Периоды (эпохи) в культуре
Кватроченто
Кватроче́нто, период Раннего Возрождения в истории итальянской культуры и искусства, приблизительно совпадающий с 15 в. В эпоху кватроченто происходило разложение средневекового синтеза пространственных искусств, создавались теоретические сочинения, формировались новые типы зданий и градостроительные принципы, развивались техники скульптуры и живописи, обретал самостоятельное значение рисунок. Среди ведущих представителей кватроченто: архитекторы Ф. Брунеллески и Л. Б. Альберти, скульптор Донателло, живописцы Мазаччо, Фра Беато Анджелико, Филиппо Липпи, Доменико Венециано, Пьеро делла Франческа.
Доменико Венециано. Мадонна с Младенцем на троне с предстоящими святыми Франциском, Иоанном Крестителем, Зиновием и Лючией. Середина 1440-х гг.
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Метаболизм (архитектура)
Метаболи́зм, течение в японской архитектуре и градостроительстве 1960-х – начала 1970-х гг. Архитекторы Кикутакэ Киёнори, Кисё Курокава, Маки Фумихико и др. стремились преодолеть кризис в развитии крупных городов, выдвинув принцип динамической изменчивости и органического роста как систем расселения, так и архитектурных ансамблей и сооружений. Они сочетали долговременные структуры с недолговечными заменяемыми элементами (проекты «плавающего города», «города-башни», «капсульного дома» и др.).
Курокава Кисё. Капсульная башня «Накагин», Токио. 1970–1972
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Неогреческий стиль
Неогре́ческий стиль, вариант классицизма в архитектуре 2-й половины 18 – середины 19 вв., ориентированный на воскрешение греческого античного наследия. Для построек неогреческого стиля характерно использование древнегреческого варианта архитектурного ордера (памятник Р. Бёрнсу в Эдинбурге, 1820–1823, архитектор Т. Гамильтон; Глиптотека в Мюнхене, 1816–1830, архитектор Л. фон Кленце, и др.). В русле неогреческого стиля также постройки т. н. прусского эллинизма в Берлине (Бранденбургские ворота, 1788–1791, архитектор К. Г. Лангханс), «федерального стиля» в США (архитекторы Б. Г. Латроб, Р. Миллс и др.), здания Ч. Камерона и Ж.-Ф. Тома де Томона в России.
Лео фон Кленце. Пропилеи, Мюнхен. 1854–1862
Направления, стили, жанры в литературе
Предромантизм
Предроманти́зм, комплекс идейно-стилевых тенденций в культуре европейских стран и США 18 в., подготовивших появление романтизма. Понятие введено в начале 20 в. французскими литературоведами Д. Морне и П. Ван Тигемом. Философскую основу составили выдвижение «естественности» на роль культурных доминант в концепциях Ж.-Ж. Руссо и И. Г. Гердера и мистическая устремлённость к трансцендентному в учениях И. Г. Гамана, Ф. Гемстергейса, Л.-К. де Сен-Мартена; ключевые понятия предромантизма – Бог и природа. В эстетике было выработано представление о воображении и гении как главных движущих силах творчества, обрели самостоятельность категории «возвышенного» и «чудесного». Наиболее заметно проявился в литературе, архитектуре и изобразительном искусстве. Понятие предромантизма, включающее в себя ряд разнородных явлений, остаётся спорным. Дискуссионно соотношение предромантизма с сентиментализмом, который трактуется как один из признаков предромантизма (П. Ван Тигем) или как предшествующая предромантизму ступень.
Джеймс Уайатт. «Аббатство» Фонтхилл – имение писателя Уильяма Бекфорда в Уилтшире. 1796–1817
Направления, стили, жанры в литературе
Сентиментализм
Сентиментали́зм, художественное направление в литературе и искусстве Западной Европы и России середины 18 – начала 19 вв. Иногда рассматривается в рамках предромантизма. Зарождение связано с переосмыслением рационалистических принципов классицизма. Философская основа – сенсуализм (Дж. Локк), развитый в трудах Э. Эшли-Купера. Значительное влияние на сентиментализм оказали идеи Ж.-Ж. Руссо о «естественном человеке». Сентименталисты концентрировали внимание на эмоциональной сфере человеческой жизни; на первый план выдвигались незначительные в масштабах истории, но важные для конкретной судьбы события. Культ «естественного» в значительной степени способствовал популяризации темы природы, обращению к первозданным ландшафтам, а также к будням сельских жителей, в жизни которых обнаруживается непосредственная связь между природной добродетелью человека и «добротой» природы.
Владимир Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797
Направления, стили, жанры в литературе
Романтизм
Романти́зм, идейно-художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – 19 вв. Противопоставив себя Просвещению и созданной наукой Нового времени механистической концепции мира, романтизм выдвинул идею исторически становящегося мира-организма; открыл в человеке иррациональные глубины, связанные с воображением и сновидениями; способствовал появлению новых, свободных форм в литературе и искусстве, отразивших ощущение открытости и бесконечности бытия. Нередко романтизм понимается не только как исторический термин, но и как вневременна́я духовно-эстетическая ориентация, присущая произведениям различных эпох.
Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Северный модерн
Се́верный моде́рн, направление в архитектуре стиля модерн. Было распространено в конце 19 – начале 20 в. в странах Скандинавии, в Российской империи – в Санкт-Петербурге, Великом княжестве Финляндском и в прибалтийских губерниях. Термин возник в русской художественной критике того времени, в зарубежной литературе используется термин «национальный романтизм». Импульс к широкому распространению северного модерна дала Всемирная выставка 1900 г. в Париже, на которой особое внимание зрителей привлёк павильон Финляндии (архитекторы Элиель Сааринен, Г. Гезеллиус, Армас Линдгрен). Видными архитекторами северного модерна также были Л. Сонк (Финляндия), Ф. Боберг и Р. Эстберг (Швеция), О. Нордхаген (Дания). Появлению северного модерна в России способствовало усиление в конце 19 в. экономических и художественных связей со Швецией, развитие северных регионов империи (территория современной Финляндии). Среди сооружений стиля модерн постройки северного модерна выделяются применением мотивов классицистической архитектуры, композиционных приёмов и декора, взятых из средневекового зодчества Северной Европы; более строгими и лаконичными композиционными и декоративными решениями; сдержанной колористической гаммой фасадов с преобладанием холодных цветов и монохромных сочетаний; частым использованием каменной облицовки (гранит, известняк, песчаник), отделочного кирпича и цементной штукатурки (нередко рельефной, подчёркнуто грубо обработанной) на фасадах (Финский национальный театр в Хельсинки, 1902, архитектор О. Тарьянне). Наиболее известные отечественные представители северного модерна – А. Ф. Бубырь, Н. В. Васильев, Ф. И. Лидваль.
Онне Тарьянне. Финский национальный театр, Хельсинки. 1902
1
2
3
4
5