#Стили, движения, направления в архитектуре
Стили, движения, направления в архитектуре
Тег

Стили, движения, направления в архитектуре

Стили, движения, направления в архитектуре
Найденo 40 статей
Направления, стили, жанры в литературе
Предромантизм
Предроманти́зм, комплекс идейно-стилевых тенденций в культуре европейских стран и США 18 в., подготовивших появление романтизма. Понятие введено в начале 20 в. французскими литературоведами Д. Морне и П. Ван Тигемом. Философскую основу составили выдвижение «естественности» на роль культурных доминант в концепциях Ж.-Ж. Руссо и И. Г. Гердера и мистическая устремлённость к трансцендентному в учениях И. Г. Гамана, Ф. Гемстергейса, Л.-К. де Сен-Мартена; ключевые понятия предромантизма – Бог и природа. В эстетике было выработано представление о воображении и гении как главных движущих силах творчества, обрели самостоятельность категории «возвышенного» и «чудесного». Наиболее заметно проявился в литературе, архитектуре и изобразительном искусстве. Понятие предромантизма, включающее в себя ряд разнородных явлений, остаётся спорным. Дискуссионно соотношение предромантизма с сентиментализмом, который трактуется как один из признаков предромантизма (П. Ван Тигем) или как предшествующая предромантизму ступень.
Джеймс Уайатт. «Аббатство» Фонтхилл – имение писателя Уильяма Бекфорда в Уилтшире. 1796–1817
Направления, стили, жанры в литературе
Сентиментализм
Сентиментали́зм, художественное направление в литературе и искусстве Западной Европы и России середины 18 – начала 19 вв. Иногда рассматривается в рамках предромантизма. Зарождение связано с переосмыслением рационалистических принципов классицизма. Философская основа – сенсуализм (Дж. Локк), развитый в трудах Э. Эшли-Купера. Значительное влияние на сентиментализм оказали идеи Ж.-Ж. Руссо о «естественном человеке». Сентименталисты концентрировали внимание на эмоциональной сфере человеческой жизни; на первый план выдвигались незначительные в масштабах истории, но важные для конкретной судьбы события. Культ «естественного» в значительной степени способствовал популяризации темы природы, обращению к первозданным ландшафтам, а также к будням сельских жителей, в жизни которых обнаруживается непосредственная связь между природной добродетелью человека и «добротой» природы.
Владимир Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Северный модерн
Се́верный моде́рн, направление в архитектуре стиля модерн. Было распространено в конце 19 – начале 20 в. в странах Скандинавии, в Российской империи – в Санкт-Петербурге, Великом княжестве Финляндском и в прибалтийских губерниях. Термин возник в русской художественной критике того времени, в зарубежной литературе используется термин «национальный романтизм». Импульс к широкому распространению северного модерна дала Всемирная выставка 1900 г. в Париже, на которой особое внимание зрителей привлёк павильон Финляндии (архитекторы Элиель Сааринен, Г. Гезеллиус, Армас Линдгрен). Видными архитекторами северного модерна также были Л. Сонк (Финляндия), Ф. Боберг и Р. Эстберг (Швеция), О. Нордхаген (Дания). Появлению северного модерна в России способствовало усиление в конце 19 в. экономических и художественных связей со Швецией, развитие северных регионов империи (территория современной Финляндии). Среди сооружений стиля модерн постройки северного модерна выделяются применением мотивов классицистической архитектуры, композиционных приёмов и декора, взятых из средневекового зодчества Северной Европы; более строгими и лаконичными композиционными и декоративными решениями; сдержанной колористической гаммой фасадов с преобладанием холодных цветов и монохромных сочетаний; частым использованием каменной облицовки (гранит, известняк, песчаник), отделочного кирпича и цементной штукатурки (нередко рельефной, подчёркнуто грубо обработанной) на фасадах. Наиболее известные отечественные представители северного модерна – А. Ф. Бубырь, Н. В. Васильев, Ф. И. Лидваль.
Онне Тарьяне. Финский национальный театр, Хельсинки. 1902
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Русско-византийский стиль
Ру́сско-византи́йский стиль, один из исторических стилей в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве 1-й половины – середины 19 в. Основан на интерпретации форм византийского и древнерусского зодчества. Сумма знаний об этих традициях в тот период была, однако, невелика, поэтому фактически происходила «русификация» классицизма. Ранние примеры русско-византийского стиля содержатся в творчестве В. П. Стасова, но наибольшее развитие он получил благодаря деятельности К. А. Тона, который, пользуясь поддержкой императора Николая I, возвёл имевшие государственное значение храм Христа Спасителя в Москве, Большой Кремлёвский дворец в Московском Кремле и другие постройки и издал альбомы образцовых проектов. К русско-византийскому стилю могут быть отнесены некоторые постройки и проекты А. И. Штакеншнейдера, Ф. Ф. Рихтера, М. А. Щурупова и др.
Церковь Святого Александра Невского в Потсдаме. 1826–1829. Архитектор Карл Шинкель по проекту Василия Стасова
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Русский стиль
Ру́сский стиль, один из исторических стилей в архитектуре и искусстве преимущественно 2-й половины 19 в. Сложился в рамках придворного заказа в 1820–1830-х гг., с 1850-х гг. применялся в церковном зодчестве, с 1870-х гг. – в строительстве выставочных павильонов. Идейно-художественная программа русского стиля на этапе его высшего развития в 1880–1890-е гг. тесно связана с политикой императора Александра III, в царствование которого он фактически стал официальным стилем государственного заказа (начиная с конкурса на проект храма-памятника Спаса на Крови в Санкт-Петербурге в 1881–1882). Значительные произведения в русском стиле, опиравшемся в том числе на «узорочный» характер церковного зодчества 17 в., создали А. М. Горностаев, В. А. Косяков, А. А. Парланд, А. Н. Померанцев, М. Т. Преображенский, Н. В. Султанов, В. О. Шервуд и др. На рубеже 19–20 вв. был в основном вытеснен неорусским стилем.
Дмитрий Чичагов. Здание Городской думы (ныне Музей Отечественной войны 1812 года), Москва. 1890–1892
1
2
3
4