Вимперг
Ви́мперг (нем. Wimperg, от Windberg – место, защищающее от ветра), высокий остроконечный декоративный щипец, завершающий порталы, оконные и прочие арочные проёмы на фасадах готических зданий. Вытянутый кверху, вимперг усиливает общую вертикальную направленность храма в формах готики.
По мнению Э. Виолле-ле-Дюка, каменные вимперги готических соборов появились благодаря Пьеру де Монтрёй, архитектору Сент-Шапель в Париже (между 1239 и 1248; в начале 21 в. участие П. де Монтрёй ставится под сомнение), который заимствовал форму остроконечного щипца из деревянной архитектуры: вимпергом называлась деталь, состоящая из двух наклонных брусьев, соединённых в единой точке (Viollet-le-Duc. 1863. P. 1–2). Однако аналогичные формы появились в ряде готических порталов уже в начале 13 в.: западные порталы собора в Лане (около 1180–1200), порталы трансептов Шартрского собора (1-я треть 13 в.), порталы Амьенского собора (около 1220–1230) имеют сводчатые козырьки с двускатной кровлей. Треугольные фронтоны, ограниченные изгибом свода и двускатной кровлей, украшены скульптурными композициями, по краям обрамлены каменными пластическими деталями в виде фигурных крюков (краббы), увенчаны крестоцветом или свободно стоящей статуей.
Во 2-й половине 13 в. вимперг утратил конструктивное значение: треугольный щипец стал естественным продолжением композиции портала. В 5 вимпергах западного портала собора Сент-Этьен в Бурже (4 оригинальных – 1230–1280, крайний левый – в стиле пламенеющей готики, 14 в.) прорезаны ажурные розетки, а в нишах расположены скульптуры. В вимпергах западных порталов собора в Реймсе (2-я половина 13 в.) изображены сюжеты, которые традиционно украшали тимпаны готических порталов: Коронование Богоматери, Распятие, Страшный суд; вместо них тимпаны заняты витражами. Над порталами трансептов собора Парижской Богоматери (середина 13 в.) также возвышаются декоративные вимперги, представляющие собой прорезанную розетками стену толщиной 33 см в форме равнобедренного треугольника. Ввиду конструкции экзонартекса порталы Сент-Шапель, также относящиеся к середине 13 в., лишены вимпергов; эти элементы увенчали окна капеллы.
На этапе пламенеющей готики вимперги, украшенные ажурной резьбой и статуями ангелов и святых, стали неотъемлемыми элементами декорации готического храма. На фасаде Руанского собора вимперги разных размеров и пропорций возведены над порталами, окнами и декоративными арками (1380-е гг.). В конце 15 в. появились вимперги с криволинейными очертаниями.
Вимперги также украшают произведения архитектуры малых форм (кивории, алтарные преграды, леттнеры), предметы готического декоративно-прикладного искусства: раки святого Таурина (13 в.) и святой Гертруды (Колар из Дуэ, Жакемон из Нивеля, 1272–1298), алтари 13–15 вв. («Алтарь из Пуасси» мастерской Бальдассаре дельи Эмбриаки, около 1400, Лувр, Париж).
С середины 13 в. вимперг появился в архитектуре Германии (порталы соборов в Майсене, после 1260; Страсбурге, после 1284; Эрфурте, около 1330; Кёльне, около 1370), Италии (соборы в Сиене, конец 13 в., и Орвието, середина 14 в.; баптистерий в Пизе, архитектор Джованни Пизано, конец 13 в.), Англии (собор Сент-Эндрю в Уэлсе, фасад около 1230–1260), с 15 в. ограниченно использовался в Испании (соборы в Толедо и Севилье).
Как и другие элементы, характерные для готики, вимперг был востребован в неоготической архитектуре 19 в.