Казаков Матвей Фёдорович
Казако́в Матве́й Фёдорович [9(20).11.1738, Москва – 26.10(7.11).1812, Рязань], российский архитектор, рисовальщик, один из крупнейших мастеров русского классицизма.
Принадлежит к создателям московской архитектурной школы последней четверти 18 – начала 19 вв. Родился в семье мелкого служащего, до 13 лет получал домашнее образование. Оставшись сиротой, благодаря проявившимся к тому времени художественным способностям, 27 марта (7 апреля) 1751 г. был зачислен в архитектурную школу князя Д. В. Ухтомского. Это была первая в Москве профессиональная школа зодчих, где, кроме общих предметов и практических занятий, много времени уделялось изучению трактатов Витрувия, Дж. да Виньолы, Ж.-Ф. Блонделя. На излёте барокко Ухтомский давал новому поколению архитекторов полноценное классицистическое образование, благодаря чему Казаков, никогда не бывавший в Европе и не учившийся в Санкт-Петербурге, органично воспринял новый стиль. Уже в процессе девятилетнего обучения Казаков проявил незаурядные способности графика, ему поручалось исполнение чистовых чертежей и преподавание рисования в младших классах.
Участвовал в возобновлении древней церкви Спаса на Бору в Московском Кремле (1760–1763), создании окказиональных сооружений к коронации Екатерины II (1762), строительстве Оружейной палаты в Кремле (1763). В 1763–1767 гг. в составе архитектурной команды П. Р. Никитина Казаков участвовал в масштабной работе по перепланировке и отстройке Твери после опустошительного пожара, где получил серьёзный градостроительный опыт. Там он осуществил первые жилые и общественные постройки в стиле раннего классицизма, принял участие в перестройке бывшего архиерейского дома, превращённого в Путевой императорский дворец.
C воцарением Екатерины II началось активное строительство, связанное с замыслами просвещённой монархини. Государыня предпочитала «новый вкус» – классицизм – и первоначально отводила Москве главную роль как месту создания архитектурных сооружений, достойных размаха её преобразований. Первым проектом было крупномасштабное переустройство Кремля.
Получив блестящую характеристику за работу в Твери, Казаков в феврале 1768 г. был откомандирован в Москву в Экспедицию кремлёвского строения, созданную для проектирования и строительства Большого Кремлёвского дворца. Грандиозный замысел В. И. Баженова требовал напряжения творческих сил большого коллектива, и первым помощником зодчего стал Казаков. Он исполнял чистовые проектные чертежи, составлял сметы работ, занимался изысканием под Москвой строительных материалов, обследовал кирпичные заводы, участвовал в деятельности «партикулярной академии», созданной Баженовым для обучения и повышения квалификации архитекторских учеников, наблюдал за начавшимся строительством. На медной доске, помещённой на закладном камне в день торжественного основания Большого Кремлёвского дворца, имя «заархитектора и титулярного советника» Казакова стоит рядом с именем Баженова.
С уникальным кремлёвским проектом связаны два рисунка Казакова, изображающих вид Кремля в начале земляных работ, и декорации, подготовленные к церемонии закладки. Эти единственные подробные видовые свидетельства неосуществлённого замысла выполнены в излюбленной Казаковым технике пером и тушью «под офорт». В дальнейшем целые серии подобных виртуозных рисунков сопровождали самые важные проекты зодчего. Школа классицистического мастерства высокого европейского класса, которую демонстрировал Баженов, несомненно, повысила профессиональный опыт Казакова. Осенью 1774 г. ему поручили строительство в Москве временного Пречистенского дворца Екатерины II. Зодчий в короткое время справился с трудной задачей соединения трёх старых каменных домов и новых временных парадных залов, возведённых из дерева по его проекту. Усердие и строительный опыт Казакова были отмечены императрицей, и по представлению Баженова он 26 мая (6 июня) 1775 г. получил звание архитектора.
Баженов и Казаков стоят у истоков своеобразной московской «готической» архитектуры. Созданный ими летом 1775 г. ансамбль временных деревянных павильонов к празднованию на Ходынке Кючук-Кайнарджийского мира 1774 г. с Турцией произвёл огромное впечатление на современников и на императрицу. Смелая архитектурная фантазия с использованием форм западноевропейского зодчества и древнерусского декора придала празднику романтически приподнятый характер и положила начало новому направлению в архитектуре. Четыре великолепных рисунка Казакова запечатлели давно исчезнувший ансамбль «увеселительных строений». Тогда же Казаков получил от Екатерины II заказ на строительство напротив Ходынки Петровского путевого дворца, повторяющего в камне эту необыкновенную архитектуру.
Сохранившийся ансамбль дворца (1775–1782) стал первой крупной самостоятельной работой зодчего и демонстрацией своеобразия казаковского варианта «готического» стиля («русской готики»). Его замкнутая композиция напоминает средневековый замок и соответствует назначению уединённой загородной императорской резиденции. Строгая симметрия плана свидетельствует о классицистической основе. Компактный центрический объём главного здания, завершённый широким куполом, восходит к наследию А. Палладио. Архитектурный декор представляет собой сложное соединение древнерусского зодчества с барочной и готической западноевропейской архитектурой. Красочную живописность фасадам дворца придаёт сочетание кирпичных стен с белокаменными и терракотовыми деталями, дополненными яркой раскраской.
Иной вариант подобного стиля Казакову представилась возможность продемонстрировать в архитектуре Большого дворца усадебного ансамбля Царицыно (с 1786 до 1795–1796). Среди других значительных замыслов зодчего в «готическом» стиле – неосуществлённый проект дворца в новой императорской резиденции Коньково (1793) и несохранившаяся паперть церкви Святителя Алексия Чудова монастыря в Московском Кремле (1770-е гг.).
Казакову сопутствовала творческая удача. Его постройки в столь значительной мере определили облик Москвы до пожара 1812 г., что её принято называть «казаковской Москвой». Казакову принадлежит заслуга создания своеобразной местной версии классицизма. Он ощущал потребности времени и общества, обладал чувством меры и реального масштаба, умел найти равновесие между рациональными классицистическими формами и живописным московским разностильем. Потому так органично вписалось в ансамбль Кремля здание Сената, в котором проявилось уже зрелое мастерство архитектора.
Сенат – крупнейшее сооружение в московской раннеклассической архитектуре и одна из самых значительных построек Казакова (1776–1787, отделка интерьеров до 1790). Треугольный план монументального четырёхэтажного здания был подсказан участком, на котором оно расположено. Снаружи в соответствии с тектоникой классицизма нижние этажи трактованы как пьедестал для объединённых верхних этажей. Протяжённые фасады, заполненные сплошным ритмом пилястр дорического ордера и лопаток, дополненные наличниками окон и орнаментальными панно, свидетельствуют о принадлежности этого здания к ранней стадии классицизма. Центр главного фасада, отмеченный четырёхколонным ионическим портиком, ведёт в пятиугольный парадный двор, перспектива которого завершена торжественной дорической колоннадой ротонды, перекрытой куполом. Внутри ротонды расположен Екатерининский парадный зал, призванный производить впечатление и своим торжественным пространством, и богатством архитектурного и скульптурного декора. Зал окружён эффектной колоннадой коринфского ордера, над которой поднимается купол. Помимо орнаментальной лепнины между колоннами помещены восемнадцать барельефных композиций, в аллегорической форме прославляющих принципы, которым должен следовать просвещённый монарх. Торжественное настроение усиливает нарядное сочетание белого и лазурного цветов и позолоченных деталей.
Следующим значительным общественным проектом Казакова стало здание Московского университета (1786–1793; перестроено). Оно было воздвигнуто на проектируемой в тот момент обширной площади напротив Кремля, поэтому его торжественный фасад задал масштаб для застройки центра города. Сохранившиеся чертежи трёх вариантов проекта свидетельствуют о творческих поисках зодчего: от сложной композиции раннего классицизма с насыщенным декором фасадов и обилием аллегорических скульптур мастер шёл к ясному, функционально оправданному плану и сдержанности архитектурных форм (явные черты наступившего зрелого классицизма).
В дальнейшем ордерный язык приобрёл в творчестве Казакова ещё более строгий характер. Пример тому – крупнейшая сохранившаяся работа зодчего: ансамбль Голицынской больницы (1796–1801). На глади фасадных стен, кроме торжественного дорического портика, почти нет архитектурного декора.
К тому же периоду творчества Казакова относится последняя в 18 в. неосуществлённая попытка обновления Кремля: урегулирования его застройки и создания единого классицистического ансамбля. Проект, связанный с воцарением императора Павла I, был выполнен Казаковым в 1797 г. Масштабный план реконструкции предусматривал не только создание императорского дворца и корпусов для размещения семьи и свиты, но и постройку грандиозного манежа («экзерциргауза»). Одновременно внутри Кремля создавались две новые площади: у Троицких ворот и перед зданиями Сената и Оружейной палаты. Их пространства формировали украшенные портиками строгие трёхэтажные корпуса «князей и княжон» с ломаной, сложной композицией в плане. Главный фасад дворца и внушительный фасад манежа должны были составлять панораму с южной стороны Кремля, где предполагалась облицовка склона холма с лестницами – спусками к Москве-реке. Чертежи плана и разреза манежа демонстрируют весьма смелый в архитектурном и конструктивном отношении замысел Казакова. Крупномасштабное безопорное пространство с пролётом около 60 м вмещало арену с местами для зрителей и огромную арочную галерею; важную художественную роль играл колоссальный свод с распалубками. Ордерный строй архитектуры новых сооружений, по замыслу Казакова, должен был подчёркивать красоту древних строений Кремля, а композиционным центром всего ансамбля предназначалось стать колокольне Ивана Великого.
Важнейшую часть «казаковской Москвы» составляла жилая застройка. Бывшая столица имела ещё в середине 18 в. особенный архитектурный характер: на её улицах соседствовали здания разных размеров, эпох, принадлежавшие людям разного статуса и имущественного положения; об этом яркие заметки оставили иностранные путешественники (У. Кокс и др.). Но к концу 18 в. город существенно поменял свой облик благодаря деятельности Казакова и его современников. Застраивая город, они сохраняли традиции усадебных планировок, располагая дома дворянства и нарождавшегося богатого купечества так, чтобы придать им «наивеликолепнейший вид». Размах строительства позволил продемонстрировать разнообразие и многовариантность классицистических композиций, образцы которых разработал Казаков. Так, им был создан новый для Москвы тип большого дома-дворца, наиболее выразительные сохранившиеся примеры которого – дома И. И. Демидова (1789–1791) и М. П. Губина (1790-е гг.). Их представительные трёхэтажные фасады с крупными портиками расположены с учётом градостроительных требований тех лет на красной линии улицы, что и обусловило их существенное влияние на стилевое единство и качество застройки города. Эти перемены запечатлены в графических видах Москвы рубежа 18–19 вв. и в свидетельствах современников.
Казаков был не только замечательным проектировщиком, но и прекрасным практиком. Он владел техникой строительного дела, знал особенности материалов, придавал большое значение их качеству. Опыт позволял ему применять смелые конструктивные решения, обогатившие архитектуру московского классицизма. Крупнейшим достижением Казакова в строительном искусстве стало возведение разнообразных конструкций ротонд и куполов в гражданских и церковных зданиях. Он впервые в России построил каменный купол большого диаметра (24,7 м) над Екатерининским залом Сената, прозванным «русским Пантеоном». Значительный интерес представляет выполненный в дереве двойной купол над центральным залом Петровского дворца. Мастерство Казаков продемонстрировал и в создании купола церкви Голицынской больницы, состоящего из двух каменных оболочек.
Много внимания зодчий уделил и разработке интерьеров, которые в его творчестве весьма разнообразны. В декоре монументальных общественных залов он пользовался главным образом архитектурными формами (колонны, пилястры, карнизы), которые гармонически членили поле стены. Барельефы, монументальная живопись и лепной декор, как правило, подчёркивали архитектонику пространства. В Колонном зале Благородного собрания (1784; ныне Дом Союзов) Казаков создал выразительное пространство для праздников и торжеств, воспользовавшись, как и в зале Сената, колоссальным ордером: белоснежная коринфская колоннада обходит зал по периметру, придавая ему сходство с античным перистилем.
Сохранившиеся «допожарные» анфилады домов И. И. Демидова и И. И. Барышникова (1797–1802) дают представление о парадных жилых интерьерах работы Казакова. Их отличает тщательная художественная проработанность каждой декоративной детали, причём особая тонкость характерна для деревянной золочёной резьбы «золотых комнат» – залов дома Демидова (ныне Московский государственный университет геодезии и картографии). Потолки украшены лепниной и росписью, где преобладают мотивы цветов и трав.
В 1797–1805 гг. Казаков со своими соратниками и учениками был занят работой над «фасадическим» планом города («Генеральный Москвы атлас из фасадических планов»). Предполагалось создать таблицы с аксонометрическими («с птичьего зрения») видами города и генеральный план, который должен был не только фиксировать существующее положение, но и содержать проекты дальнейшей регулярной застройки, подводя итог всей архитектурно-строительной деятельности в Москве последней трети 18 в. В процессе работы было принято решение о «собрании и доставлении планов с фасадами и профилями лучших в Москве домов внимания заслуживающих». Эти листы впоследствии составили знаменитую серию из шести альбомов партикулярных (частных) строений – редчайший материал по архитектуре исчезнувших или перестроенных зданий. Интересны чертежи и как образцы архитектурной графики того периода. Семь «казаковских» альбомов «казенных» строений составлялись, вероятнее всего, в связи с задуманным В. И. Баженовым изданием «Российская архитектура», указ о котором вышел в 1799 г. В нём предполагалось собрать чертежи лучших памятников русского зодчества, в том числе – общественных и дворцовых сооружений Казакова: Университета, Сената, Петровского, Слободского (Казаков участвовал в его перестройке конца 1780-х гг.) и Лефортовского (перестройка конца 18 в.) дворцов, Голицынской и Павловской (1802–1807) больниц. В одном из альбомов помещён наиболее полный комплект чертежей с проектами дворцовых построек в усадьбах Царицыно, Коньково и Булатниково (1793). Отдельный альбом посвящён ансамблям Новодевичьего и Ново-Иерусалимского монастырей. «Казаковские» альбомы представляют исключительную ценность для изучения и воссоздания облика Москвы конца 18 в.
После выхода в отставку в 1801 г. Казаков в основном сосредоточился на педагогической деятельности. Продолжая традиции Ухтомского и Баженова, он ещё в 1780-х гг. организовал при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу, которую впоследствии переместил в собственный дом (Большой Златоустинский переулок, дом 11/1). Вокруг него сложился круг многочисленных учеников и помощников. В мастерской и школе Казакова начинали своё творчество архитекторы, продолжившие и развившие традиции московского классицизма: И. В. Еготов, А. Н. Бакарев, Р. Р. Казаков, И. Т. Таманский, сыновья Матвея Фёдоровича – Василий (1772 – после 1817), Матвей (1781–1819) и Павел (1783 – после 1810).
Ценно и своеобразно графическое наследие Казакова. Зодчий рано проявил себя как талантливый рисовальщик, и в сохранившихся работах можно видеть разнообразие его индивидуального стиля. Особенно выделяются листы «под офорт» – выполненные в штриховой манере пером и тушью, напоминающей гравюрную технику офорта. Несколько масштабных проектных чертежей сохранили пример редкой техники: они исполнены карандашом в тончайшей штриховой манере.
Умер М. Ф. Казаков в Рязани, куда его перевезли родственники перед тем, как Москву заняли войска Наполеона I в ходе Отечественной войны 1812 г. «Горестная молва о всеобщем московском пожаре достигла и его слуха. Весть сия нанесла ему смертельное поражение», – писал в первой посмертной биографии Казакова сын архитектора (Казаков М. М. О Матвее Федоровиче Козакове // Русский вестник. 1816. № 11. С. 5–14). Казаков был погребён в рязанском Свято-Троицком монастыре (могила утрачена).
Творческая биография Казакова, ставшего уже в начале 20 в. хрестоматийной фигурой в истории московской архитектуры, тем не менее ещё не дописана до конца. Остаётся открытым вопрос атрибуции ряда построек и проектов зодчего. Точное определение их авторства затруднено отсутствием документальных данных: в частности, ротондальных московских храмов святителя Филиппа, митрополита Московского, Вознесения на Гороховом поле, Космы и Дамиана на Маросейке. Определение авторства затрудняет нередкое в прошлом стремление исследователей приписать М. Ф. Казакову многие значительные сооружения Москвы и Подмосковья конца 18 в.: это во многом связано с анонимностью большой части построек этого периода, обусловленной недостаточной изученностью творчества других архитекторов и отсутствием достоверных источников. Однако до сих пор не исчерпаны ещё архивные находки: важным научным событием стало обнаружение в 2018 г. в фондах Российского государственного военно-исторического архива неизвестного ранее чертежа с проектом деревянного моста через Яузу, соединявшего Слободской и Головинский сады. Чертёж подписан Казаковым и датирован апрелем 1800 г., проект относится ко времени работы зодчего над неосуществлённым планом перестройки Слободского дворца под резиденцию императора Павла I.