Маль Эмиль
Маль Эми́ль (Émile Mâle) (2.6.1862, Коммантри, департамент Алье – 6.10.1954, Фонтен-Шали, департамент Уаза), французский историк искусства. Член Академии надписей и изящной словесности (1918), Французской академии (1927).
После обучения в Высшей нормальной школе в Париже (окончил в 1886) преподавал риторику в Сент-Этьене, затем в университете Тулузы. Опубликовав статью об иконографии Свободных искусств (1891), Маль в 1892 г. начал преподавание истории искусства. Крупнейший исследователь французского средневекового искусства и архитектуры. В 1898 г. вышло в свет программное сочинение Маля «Религиозное искусство XIII века во Франции» («L’Art religieux du XIIIe siècle en France», рус. пер. 2008), за которое ему была присуждена докторская степень (1899). С 1906 г. преподавал историю христианского искусства в Сорбонне, с 1912 г. возглавлял там кафедру истории искусств.
Выступая приверженцем иконографического метода, Маль изучал религиозное и символическое содержание средневекового искусства. На материале крупнейших готических соборов Франции он сформулировал тезис о том, что готический собор является «визуальной энциклопедией», читаемой верующими, т. е. обширной и упорядоченной системой образов, раскрывающейся как в единстве целого, так и во множестве составляющих его деталей (исследования о соборе Нотр-Дам в Шартре, 1948; о соборе в Альби, 1950). Опубликовал также работы о средневековых французских часословах; руководил работой над «Историей искусства» (т. 1–2, 1950). В 1923–1937 гг. возглавлял Французскую школу в Риме. Высший офицер ордена Почётного легиона.